БОР и его место в системе стратегического планирования Клишина М.А. Первый заместитель генерального директора
Правовые основы для организации работы государственной власти и местного самоуправления Конституция РФПрава, свободы, полномочия Федеральное законодательствоПо каким правилам работать в определенной сфере Уставы субъектов РФ, муниципальных образований Основы организации деятельности государственной власти субъекта РФ, местного самоуправления Региональное законодательство, решения органов МСУ По каким правилам работать в определенной сфере Положение об ОИВ, ОМСУСфера компетенции, права и обязанности ОИВ, ОМСУ Должностные инструкции госслужащих, муниципальных служащих Сфера компетенции, обязанности основы, процедуры, … зачем? как сделать лучше?
Зачем нужна государственная власть, местное самоуправление? Как работать лучше? Планы подготовки нормативных правовых актов Программы, концепции социально-экономического развития территории Программы, концепции развития отдельных отраслей Программы, реформирования Планы мероприятий по реализации … ЗАЧЕМ КАК работать … … Как измерить результаты? цели + показатели Сколько это стоит?
Цель и направления реформы бюджетного процесса в РФ Управление бюджетными ресурсами (затратами) Управление результатами Направления реформы (пост.249): Совершенствование финпланирования Выделение БПО и БДО Внедрение программно-целевых методов планирования (доклады+программы) Направления реформы (пост.249): Совершенствование финпланирования Выделение БПО и БДО Внедрение программно-целевых методов планирования (доклады+программы) «БОР в рамках среднесрочного финпланирования» БДО – бюджет действующих обязательств, БПО – бюджет принимаемых обязательств
Сравнение «затратной» модели и модели БОР Принципы затратной модели Детальное планирование расходов «Идеальный» вариант – 100% выполнение плана Рлррлрлрлрлорлоррложлждлждлждлж Лорлррлрлрлорлордддлодододододо Лрлрлорлрлорлорлордлдододододо Длодододододододдлдлодолододод Длодлоииисисисисисидлододлододод лл лодждлррп попдлододжодододод лоррпссимсбьтддододододододододолд Принципы модели БОР Планирование результатов oРезультат 1 + $ oРезультат 2 + $ oРезультат 3 + $ Цель - лучший результат при меньших затратах ресурсов
Основная идея модели БОР БОР БОР = Результаты Затраты Микроуровень Соотнесение непосредственных результатов (объем услуг) и финансирования Макроуровень Соотношение конечных результатов (социальные эффекты) и финансирования
Предпосылки реализации реформы бюджетного процесса на региональном уровне Предпосылки, созданные благодаря реформе МБО Разграничены полномочия Разграничена финансовая ответственность Разграничены доходы Введен РРО Предпосылки, созданные благодаря казначейскому исполнению бюджета : Высокая финансовая дисциплина ГРБС Исключение случаев нецелевого использования средств Можно перенести акцент на управление средствами Можно ставить цели и отвечать за их достижение
Инструментарий БОР Соотнесение конечного результата и финансирования Соотнесение непосредственного результата и финансирования В среднесрочной перспективе Доклады Программы Задания NN+1N+2 Инструменты Задачи Финансовый план? Многолетний бюджет?
Основные содержательные документы системы стратегического планирования деятельности До 2005 Начиная с 2005 * * В 2005 в субъектах РФ начали активно внедряться элементы БОР -Долгосрочная стратегия развития субъекта РФ Программа социально- экономического развития субъекта РФ на 1 год Программа социально- экономического развития субъекта РФ на 3 года Послание губернатора (?) -Доклады о результатах и основных направлениях деятельности Региональные целевые программы Региональные (долгосрочные) целевые программы -Ведомственные целевые программы - Государственные задания Регион в целом Органы исполнительной власти Учреждения Сфера
Изменения БК РФ – вопросы к составу документов системы стратегического планирования Отсутствие в БК РФ ДРОНДов и долгосрочных стратегий Эти документы не нужны? Уточнение в БК РФ норм о долгосрочных целевых программах Новое название старого инструмента или новый инструмент? Введение в БК РФ норм о ведомственных целевых программах и государственных заданиях Что обязательно, а что нет?
Иерархия системы целей органов исполнительной власти и учреждений Документы соцэкразвития : Долгоср.стратегия, ПСЭР, послание губернатора ДРОНД (ВЦП) ВЦП Госзадание Стратегическая цель Цель ОИВ Задача ОИВ Мероприятия ОИВ цель для учреждения Порядок формирования ПСЭР Порядок формирования ДРОНД Порядок формирования ВЦП Порядок формирования и финансового обеспечения госзаданий Порядок формирования ПСЭР и др
Структура взаимосвязи стратегических и тактических ориентиров деятельности Цели деятельности публичного образования: Цели деятельности СБП (ГРБС): Задачи деятельности СБП (ГРБС): Бюджетные целевые программы: Мероприятия бюджетных целевых программ : Государственные (муниципальные) задания:
Инструменты БОР в бюджетном процессе и системе планирования регионального развития Среднесрочный финансовый план Система прогнозирования и планирования социально- экономического развития Реестр расходных обязательств Сводный доклад Доклады о результатах и основных направлениях деятельности БДО БПО БЮДЖЕТ Бюджетные целевые программы БДО – бюджет действующих обязательств; БПО – бюджет принимаемых обязательств госзадания стандарты Фин. нормативы
Распространенные проблемы внедрения систем стратегического планирования Отсутствие конкретики в стратегиях развития регионов Много внимания развитию коммерческого сектора, мало внимания государственному и муниципальному сектору Несоответствие целей и задач среднесрочным приоритетам развития региона Несоответствие целей и задач полномочиям ОИВ Непродуманность логических связей целей, задач, мероприятий, показателей деятельности стратегиистратегии Трудности в постановке целей, задач, показателей для ОИВ докладыдоклады программыпрограммы Трудности в реализации поставленных целей, достижении показателей
Факторы успеха Поддержка на высшем уровне Исполнители, на постоянной основе занимающиеся вопросами целеполагания Возможность коллегиальной проработки целей, задач, показателей, распределения финансирования Регулярный мониторинг достижения запланированных показателей …?
Внешние влияния на организацию системы планирования Федеральные требования Финансовая неопределенность Национальные проекты Указ Президента РФ 825 Указ Президента РФ 607
Оценка эффективности деятельности ОИВ субъектов РФ Указ Президента РФ от «Об оценке эффективности деятельности ОИВ субъектов РФ» Методика оценки эффективности деятельности ОИВ субъектов РФ Комиссия при Президенте РФ по вопросам совершенствования госуправления и правосудия ( ) Перечень дополнительных показателей Форма доклада о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности ОИВ субъектов РФ и их планируемых значениях Ежегодные доклады до 1 мая ( + до 1 сентября 2007 )
Меры для оценки эффективности деятельности ОИВ субъектов РФ ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ: Распределение показателей между ОИВ субъекта РФ (установление ответственных) Распределение части показателей между органами МСУ Организация сбора информации «НА ПЕРСПЕКТИВУ»: Уточнение целей, задач, мероприятий, показателей ОИВ с учетом показателей из Указа Уточнение процедур планирования целей задач, мероприятий ОИВ Организация системы стимулирования органов МСУ
Схема документооборота в рамках указов Президента РФ Указ 825 Указ 607, Распоряжение Правительства РФ 1313-р Указ 607, Распоряжение Правительства РФ 1313-р Субъект РФ Правительство РФ До 1 мая - доклады Субъект РФ МО До 1 мая - доклады Стимулирование достижения – через гранты
Инструменты БОР в бюджетном процессе и системе планирования регионального развития Среднесрочный финансовый план Система прогнозирования и планирования социально- экономического развития Реестр расходных обязательств Сводный доклад Доклады о результатах и основных направлениях деятельности БДО БПО БЮДЖЕТ Бюджетные целевые программы БДО – бюджет действующих обязательств; БПО – бюджет принимаемых обязательств Показатели эффективности ОИВ; Показатели эффективности ОМСУ; Показатели нацпроектов госзадания стандарты Фин. нормативы
Влияние кризиса – новые вопросы Проводить ли реформы? Можно ли планировать показатели деятельности при неясности объемов бюджетного финансирования? Какие инструменты комплексного планирования деятельности можно сохранить в условиях кризиса?