Местное самоуправление в системе публичной власти: Веприкова Елена Борисовна – к.э.н., директор и ведущий эксперт Дальневосточного центра социальных инноваций Понятие МСУ. Взаимодействие местного самоуправления с органами государственной власти Семинар для вновь избранных должностных лиц органов местного самоуправления муниципальных образований Хабаровского края
Система публичной власти в России Федеральная власть Гос. власть в субъектах РФ Местное самоуправление
Местное самоуправление в системе публичной власти Базовый уровень власти, обеспечивающий устойчивость и дееспособность всей системы Уровень власти непосредственно приближенный к населению, где народовластие может реализовываться через непосредственное участие в управлении Историческая миссия местного самоуправления: преодоление барьера между обществом и властью, формирования опыта гражданского участия в управлении местным развитием, гражданской компетентности
Изменение модели взаимодействия государства и общества Переход от патерналистской модели к субсидиарной
Патерналистская модель Ранее: государство имело монопольное право на решение вопросов жизнеобеспечения общества Проблемы: невозможность обеспечить потребности общества не по количественным, ни по качественным параметрам иждивенчество и отсутствие стимулов к самостоятельной активности у населения, предприятий и организаций отставание в международной конкуренции огромные непроизводительные расходы и мн.др.
Новая модель государства Субсидиарное государство - обеспечивает решение вопросов жизнедеятельности в той мере, в которой общество не может этого сделать самостоятельно Органы власти решают задачи: которые никто кроме органов власти выполнять не должен (обеспечение безопасности, законодательство, организация денежного обращения, международная деятельность и др.); в которых в обществе существует острая потребность, а никто (население, бизнес, некоммерческий сектор) не желает их выполнять (предоставлять).
Реформы в системе публичной власти Всё, что население, бизнес, некоммерческий сектор может сделать самостоятельно, органы власти делать не должны! Основная идея реформ: разработка и внедрение в общественную жизнь новых форм организации, которые развивают автономность общества и стимулируют граждан, гражданские организации и бизнес к самостоятельному решению своих и общественных проблем с минимальным участием органов публичной власти.
Традиционная модель Современная модель Государство Население Обязанности Государство Население Сервисы ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА И ГОСУДАРСТВА
Принятие 131-ФЗ начало реформирования системы местного самоуправления в России Основная цель реформы – формирование дееспособной и ответственной системы местного самоуправления.
Понятие местного самоуправления (п.2 ст.1 закона 131-ФЗ) Форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельного и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Понятие местного самоуправления МСУ – это форма власти МСУ – это осуществление власти народом МСУ ограничено пределами: Конституция Федеральными законами В отдельных случаях – законами субъекта МСУ самостоятельно и действует под свою ответственность МСУ – это решение вопросов местного значения МСУ - это деятельность НАСЕЛЕНИЯ и/или органов местного самоуправления МСУ осуществляет свою деятельность в ИНТЕРЕСАХ НАСЕЛЕНИЯ МСУ учитывает исторические и иные местные традиции
Местное самоуправление - это власть 1. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий может устанавливать общеобязательные правила для всех физических и юридических лиц, находящихся на территории муниципального образования. 2. Для органов местного самоуправления действуют нормы публичного права (а не гражданского). 3. В соответствии с методом правового регулирования, принятом в публичном праве: «органы власти могут делать только то, что им предписано».
МСУ – это осуществления власти народом Ст.33, ч.2 органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления и участии населения в осуществлении местного самоуправления.
МСУ действует в установленных пределах Решения (нормативно-правовые и иные правовые акты) и действия органов МСУ не могут выходить за пределы и противоречить: Конституции РФ Федеральным законам (прежде всего 131 ФЗ) В отдельных случаях – законам субъекта
МСУ - самостоятельно и действует под свою ответственность Самостоятельность и независимость – это исключительное право свободно решать свои задачи и выполнять свои функции в рамках права. Каждое муниципальное образование принимает самостоятельные решения: Различаются потребности населения Разные условия деятельности Разные ресурсы Множественность возможных решений (каждая задача имеет множество вариантов решения) Отвечает за принятые решения и за результаты своей деятельности
МСУ – это решение вопросов местного значения ВМЗ - это предмет деятельности (предмет ведения, компетенция) местного самоуправления, т.е. те задачи, за решение которых отвечает исключительно местное самоуправление Перечень вопросов местного значения установлен ФЗ: Для поселений – ст.14 ФЗ131 Для муниципальных районов – ст.15 ФЗ131 Для городских округов –ст.16 ФЗ131
МСУ осуществляет свою деятельность в ИНТЕРЕСАХ НАСЕЛЕНИЯ Интересы населения необходимо знать Принимаемые решения и результаты деятельности необходимо проверять на их соответствие интересам населения КАК? Через: постоянный мониторинг потребностей и интересов жителей создание постоянно действующей системы обратной связи обеспечение непосредственного участия населения в деятельности местного самоуправления и оценке результативности этой деятельности
Местное самоуправление взаимодействует с другими уровнями публичной власти Региональный уровень - органы государственной власти Хабаровского края: Законодательная Дума Хабаровского края и Правительство Хабаровского края Федеральный уровень - исполнительные, контрольные и судебные органы Российской федерации.
Органы государственной власти Имеют ограниченную компетенцию и могут взаимодействовать с органами МСУ только в ее рамках Компетенция органов определяется соответствующими законами и принятыми в их исполнение Постановлениями исполнительных органов власти
Государственные органы, взаимодействующие с органами местного самоуправления Гос. органС кем взаимодейству ет Предмет взаимодействия Законодательный орган субъекта РФ Представительн ый орган Участие в законотворческой деятельности Исполнительные органы субъекта РФ: министерства и департаменты АдминистрацияРеализация переданных гос.полномочий Государственная поддержка МСУ Реализация собственных полномочий на территории муниципального образования Прокуратура РФВсе органы МСУНадзор за деятельностью органов МСУ Реализация прав граждан Исполнение норм законодательства Суды : общей юрисдикции, арбитражные суды Все органы МСУЗащита прав местного самоуправления, вопросы правомерности решений (в том числе НПА), ответственности органов МСУ и должностных лиц Специальные федеральные органы: ФАС, налоговая инспекция, МЧС и пр. АдминистрацияПредоставление информации Реализация собственных полномочий на территории муниципального образования (как правило, муниципальные районы и городские округа)
Взаимодействие органов государственной власти с органами МСУ Взаимодействие между органами должно носить, как правило, документальный и всегда правовой характер Неправомерные требования могут обжаловаться, в том числе, в судебном порядке Решения органов государственной власти, влекущие за собой дополнительные расходы для местного самоуправления, должны компенсироваться.
Конституция РФ Статья 133 Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Веприкова Елена Борисовна – директор и ведущий эксперт Дальневосточного центра социальных инноваций г. Хабаровск, ул. Ленина 18В, оф. 707 Тел./факс: (4212) ; Е-mail: СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !