Самоуправление в лицее 1580 при МГТУ им. Н. Э. Баумана
Ученическое самоуправление Ученическое самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности. Цель ученического самоуправления – реализация права обучающихся на участие в управлении образовательным учреждением.
Задачи ученического самоуправления: представление интересов учащихся в процессе управления лицеем; защита прав учащихся; поддержка и развитие инициатив учащихся в лицейской жизни; развитие основ демократических отношений; развитие организаторских способностей учащихся; повышение исполнительской дисциплины; развитие коммуникативных умений, воспитание культуры поведения, культуры досуга; формирование активной жизненной позиции учащихся; стремление к созданию содружества учащихся разных ступеней.
Система ученического самоуправления Совет лицея Общелицейское ученическое самоуправление Самоуправление в классе
Ученический Совет, Органом ученического самоуправления в лицее является Ученический Совет, руководствующийся в своей работе положением об Ученическом Совете лицея 1580 при МГТУ им. Н. Э. Баумана
Принципы построения Ученического Совета Принцип самоорганизации детьми своей деятельности на основе собственных интересов и потребностей. Принцип гуманности по отношению к каждому человеку, приоритетность интересов учащихся. Принцип сотрудничества детей и взрослых. Принцип добровольности. Принцип демократического обсуждения принимаемых решений.
Функции Ученического Совета: обсуждение и составление плана работы; подбор и назначение ответственных за выполнение различных дел; участие в городских и районных мероприятиях; работа с активами классов.
Структура Ученического Совета лицея Председатель УС (Вишневский Алексей, 10- 3) Зам. председателя УС Ответственный за сектор Учебный сектор Культурно-досуговый сектор Спортивный сектор Пресс-центр Сектор нравственно- патриотической работы Сектор труда и порядка
Функции секторов Учебный сектор: - содействие в развитии интеллектуальных сил и способностей учащихся; - помощь администрации в проведении и подготовке научных конференций, олимпиад. Культурно-досуговый сектор : - формирование и развитие организаторских способностей; - организация проведения творческих дел; - обеспечение эстетики проводимых мероприятий; - развитие навыков культуры общения.
Функции секторов Спортивный сектор: - оказание помощи при проведении спортивных мероприятий. Пресс-центр: – своевременное доведение информации, отражающей жизнь лицейского коллектива; - выпуск газет, информационных листов; - фотосъемка проведенных мероприятий.
Функции секторов Сектор нравственно-патриотической работы: - формирование нравственного отношения к человеку, Родине; - воспитание чувства уважения к окружающим; - оказание помощи в проведении благотворительных акций, мероприятий по патриотическому воспитанию. Сектор труда и порядка: – помощь в проведении субботников; - помощь в обеспечении порядка в лицее; - осуществление контроля за правилами внутреннего распорядка лицея.
Структура классного ученического самоуправления Классный руководитель Совет класса Староста Ответственный за сектор оформительский учебный информационный культ.- досуг. спортивный трудовой Заместитель старосты
Этапы формирования ученического самоуправления в классе 1. Психолого-педагогическое исследование (климат в классе, лидеры, интересы, увлечения). 2. Общее собрание класса (выбор формы самоуправления - республика, совет). 3. Выборы актива (совет класса, ответственные за сектора). 4. Образование малых групп: бригады, творческие, проектные группы. 5. Организация соревнования.
Функции участников образовательного процесса по развитию ученического самоуправления Директор образовательного учреждения - отвечает за разработку стратегии воспитательного процесса, включая деятельность ученического самоуправления.
Заместитель директора по воспитательной работе - принимает активное участие в разработке концепции и программы развития ученического самоуправления; - занимается вопросами методического обеспечения и обучения актива школьников.
Старший вожатый, педагог -организатор - занимается практическими вопросами, поддерживая органы ученического самоуправления, как на уровне общеобразовательного учреждения, так и на уровне первичных коллективов. - непосредственно реализует воспитательные программы различной направленности в общеобразовательном учреждении. - координирует деятельность детских и молодёжных общественных объединений, действующих в общеобразовательном учреждении, их взаимодействие с ученическим самоуправлением.
Классный руководитель - изучает интересы обучающихся, - находит пути индивидуальной поддержки каждого; - преодолевает проблемы, которые возникают в коллективе класса; - оказывает поддержку своим коллегам в реализации принципов самоуправления в различных сферах школьной жизни (организация досуга, спорт, СМИ и т.д.).
Педагог - психолог - выявляет лидерские, организаторские способности детей; - организует постоянно действующую систему психологической поддержки активистов самоуправления; - консультирует классных руководителей, педагогов и администрацию по различным проблемам, возникающим в процессе организации ученического самоуправления.
Социальный педагог - выявляет социальные потребности коллектива; - защищает интересы учащихся, находящихся в сложной жизненной ситуации; - координирует действия педагогов, психологов, членов Ученического Совета в проблемных ситуациях.
Учитель-предметник - вносит свой вклад в развитие ученического самоуправления, консультируя школьников по профилю своего предмета, во время подготовки очередного мероприятия, проводимого силами актива обучающихся (викторина, олимпиада, конкурс и т.д.).
В эффективной системе самоуправления общеобразовательным учреждением, одной из задач которого является активизация ученического самоуправления, участвует весь педагогический коллектив.
Спасибо за внимание!