ВИДЫ ТРУДНОСТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ,ПИСЬМУ, МАТЕМАТИКЕ И ИХ ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ Учитель-логопед Набатникова Е.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагогическая мастерская. Виды трудности при обучении письму и их возможные причины. 1.Трудность формирования зрительного образа буквы. -Недостаточная.
Advertisements

"Учитель - человек, который может делать трудные вещи легкими.» Р. Эмерсон.
Виды клинической рефракции: 1. Эмметропия. 2. Миопия (близорукость). 3. Гиперметропия (дальнозоркость).
Баркова Наталья Леонидовна, учитель-логопед МОУ СОШ 17.
СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ Новокузнецкий филиал Тема: Несформированность зрительного восприятия как одна причин школьной неуспеваемости у младших.
Трудности обучения чтению (логопедический аспект проблемы) Учитель – логопед Мельникова Елена Николаевна МОУ «Средняя общеобразовательная школа 3» г. Киренска.
Учет общих и специфических закономерностей обучения детей с особыми образовательными потребностями. Романенко Г.И., учитель начальных классов МОУ «СОШ.
1 «Развитие мелкой моторики на занятиях с педагогом-психологом» Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В.А. Сухомлинский.
Психолого-педагогическая характеристика детей, обучающихся по специальной (коррекционной) программе школы VIII вида.
Коррекционные пути в формировании «ядра» читательской компетентности у «особого» ребёнка Я ощущаю себя учителем И в печалях, и в торжестве. Я учитель,
вид речевой деятельности, в процессе которой буквенный код переводится в звуковой и осуществляется процесс понимания. взаимодействие работы зрительного,
Задача логопеда общеобразовательной школы – предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной речи.
Трудности при овладении чтением (С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева Как преодолеть трудности в обучении детей. Чтение. – М.:АСТ; СПБ, 2008.)
Методика коррекционной работы по преодолению оптической дисграфии Подготовилаучитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
1 «Развитие мелкой моторики рук» Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. (В.А. Сухомлинский) «Рука – это своего рода внешний мозг» (Э.Кант)
1 Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у ребенка дошкольного возраста» Материал подготовили: учитель-логопед Шейкина А. Е. педагог-психолог.
Что исправляет логопед. ОНР Общее недоразвитие речи (ОНР) различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой.
Патопсихология процесса чтения Подготовила: Учитель-логопед МОУ «СШ 8» Барыкина С.А.
Неречевые симптомы Речевые симптомы Симптомы дисграфий Неточность слуховой диф-ции звуков Неправильное произношение звуков Нарушение различных форм языкового.
Значение уровня сформированности речевых навыков детей в школьном обучении Учитель-логопед ГБОУ СОШ 49 дошкольное отделение- структурное подразделение.
Транксрипт:

ВИДЫ ТРУДНОСТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ,ПИСЬМУ, МАТЕМАТИКЕ И ИХ ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ Учитель-логопед Набатникова Е.В.

ВИДЫ ТРУДНОСТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПИСЬМУ И ИХ ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ Виды трудностей Возможные причины Тип трудностей Трудности формирования зрительного образа буквы (трудность запоминания конфигурации графического элемента) недостаточная сформированность зрительной памяти недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия недостатки методики обучения (опора на принцип механического копирования) форсирование темпа обучения специфические неспецифические Трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия недостаточная сформированность зрительно-моторных координации форсирование темпа обучения недостаточная сформированность зрительной памяти недостатки методики обучения Специфические специфическиене специфические специфическиене специфические

Неспособность скопировать графический элемент, букву (неровные штрихи, тремор) недостаточная сформированность зрительно-моторных координации недостаточная сформированность моторных функций недостатки методики обучения специфические неспецифические Ошибки в пространственном расположении элементов букв (вертикальных, горизонтальных, зеркальное письмо) недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия специфические Не «видит» строку, нарушает соотношение элементов буквы, путает буквы «в-д», пишет «лишние элементы»: «и- ш», «лм» или, наоборот, недописы-вает недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия недостаточная сформированность зрительной памяти недостатки методики обучения форсирование темпа обучения сильное функциональное напряжение, трудность концентрации внимания специфические неспецифически неспецифические

Неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, растянутые, разнонаклон- ные буквы, тремор) недостаточная сформированность моторных функций нарушение зрительно-моторных координации недостатки методики обучения форсирование темпа обучения выраженное функциональное напряжение и утомление специфические неспецифически неспецифические Ошибки в пространственном расположении элементов букв (вертикальных, горизонтальных, зеркальное письмо) недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия специфические Сильный нажим, тремор недостаточная сформированность моторных функций нарушение координации движений (неправильная поза,неправильное положение ручки) нарушение координации движений в связи с сильным утомлением и функциональным напряжением специфические неспецифические

Ошибки при письме: пропуски согласных и гласных букв (определенного характера) трудности звуко-буквенного анализа форсирование темпа обучения специфические неспецифические Замены согласных букв, близких по звучанию (з-с, г-к, б-п, д-т и т. д.) недописывание букв, слогов недостаточная сформированность фонетико-фонематического восприятия форсирование темпа обучения трудности концентрации внимания специфические неспецифические Не использует правила (заменяет буквы, сливает предлоги и слова, не ставит точку - не разделяет предложения и т.п.) непосильный темп, трудности концентрации внимания, низкая, неустойчивая работоспособность индивидуальные особенности организации деятельности педагогические недоработки неспецифические Ухудшение почерка, замены и т.п. при списывании недостаточная сформированность зрительно-моторной координации недостаточная сформированность зрительной памяти специфические Очень медленный темп письма затруднен звуко-буквенный анализ недостаточная сформированность координации движений и зрительно- моторных координации индивидуальный темп деятельности специфические неспецифические

ВИДЫ ТРУДНОСТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ И ИХ ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ Виды трудностей Возможные причины Тип трудностей Плохо запоминает конфигурацию недостаточная сформированность зрительной памяти недостатки методики обучения специфические неспецифические Недостаточное различение близких по конфигурации букв «п-н», «в-а», «г-т» (путает буквы при чтении) недостаточная сформированность зрительного восприятия недостаточная сформированность зрительной памяти недостатки методики обучения специфические неспецифические Перестановка букв при чтении (рак-кар, нос-сон) недостаточная сформированность зрительного восприятия специфические Замены букв, неправильное произношение при чтении недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа, нарушения произношения, трудности артикуляции специфические

Трудность слияния букв при чтении (каждая буква читается отдельно, а вместе - трудно) недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия недостаточная зрелость коры головного мозга специфические Быстрый темп чтения, но плохое восприятие прочитанного («механическое» чтение) форсирование скорости чтения (недостатки методики обучения) неспецифические Пропуски слов, букв («невнимательное» чтение) функциональная слабость центральной нервной системы трудность концентрации внимания выраженное утомление неспецифические Пропуски букв, слогов. Угадывание, возвратные движения глаз («спотыкающийся ритм») форсирование скорости чтения (недостатки методики обучения) неспецифические Медленный темп чтения (есть продвижение) индивидуальные особенности темпа деятельности неспецифические Очень медленный темп чтения(побуквенное или слоговое без продвижения в течение года) недостаточная сформированность зрительного восприятия недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа, артикуляц. трудности концентрации внимания (функциональное напряжение, утомление) специфические неспецифические

ВИДЫ ТРУДНОСТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ И ИХ ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ Виды трудностей Возможные причины Тип трудностей Плохое выделение и различение геометрических фигур недостаточная сформированность зрительного восприятия недостаточная сформированность зрительной памяти недостатки методики обучения специфические неспецифические Трудности правильного копирования простейшей геометрической фигуры с сохранением размерности пропорций недостаточная сформированность зрительно-моторных координации недостаточная сформированность зрительного восприятия форсирование темпа обучения специфические неспецифические Зеркальное письмо цифр «3-Е», «6-Э», плохое различение цифр, близких по конфигурации: 6-9, 9-2; переставляет цифры:36-63 недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия недостаточная сформированность зрительной памяти специфические

Трудности выделения в задачах числовых данных, если они записаны словами трудности вербально-логического мышления механическое чтение специфические неспецифические Фрагментарное восприятие задания (задачи) функциональная слабость центральной нервной системы, повышенная утомляемость механическое чтение неспецифические специфические Трудность переключения с одной операции на другую в процессе деятельности функциональная слабость центральной нервной системы, повышенная утомляемость индивидуальные особенности деятельности неспецифические Трудности формирования математических понятий, усвоения законов, правил. Трудность переноса вербальной инструкции в конкретное действие недостаточная сформированность вербально-логического мышления недостаточная сформированность речевого развития недостатки методики обучения специфические неспецифические

Замены цифр при восприятии на слух: семь- восемь, три-четыре недостаточная сформированность слухового восприятия специфические Трудность формирования правильной траектории движений при написании цифр, изменение конфигурации, соотношения элементов недостаточная сформированность зрительно-моторных координации недостаточная сформированность зрительного восприятия недостаточная сформированность методики обучения форсирование темпа обучения специфические неспецифические Сильный тремор, неровность штрихов, сильный нажим недостаточная сформированность координации движений неправильное положение ручки специфические неспецифические Трудности расположения заданий по вертикали и горизонтали, перестановки недостаточная сформированность зрительного восприятия недостаточная сформированность пространственного восприятия специфические Неустойчивый почерк: цифры неровные, растянутые, нарушение конфигурации, соотношений штрихов, размеров, цифр недостаточная сформированность координации движений неправильное положение ручки сильное утомление функциональное напряжение специфические неспецифические