АСТАНА – 2013 Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий Защита прав потребителей – приоритет государственной политики
Регулирование и контроль за деятельностью СЕМ, регулирование цен на товары субъектов-доминантов на определенных рынках Объекты регулирования АРЕМ 1
Основные направления тарифной политики утверждение предельных тарифов реализация инвестиционных программ контроль за исполнением инвестобязательств информированность прозрачность принимаемых решений контроль и принятие мер реагирования Защита прав потребителей Защита прав потребителей Модернизация регулируемого сектора с применением новых методов Переход к «зеленой» экономике, подготовка к ЭКСПО-2017 энергосбережение дифференциация тарифов снижение нормативных технических потерь ликвидация сверхнормативных потерь совершенствование учета ресурсосбережение 2
3 Информированность и прозрачность Участие потребителей в публичной защите тарифов (464 СЕМ с охватом потребителей - более 15 тыс. чел. и свыше 370 общественных организаций) Участие потребителей в публичной защите тарифов (464 СЕМ с охватом потребителей - более 15 тыс. чел. и свыше 370 общественных организаций) Интерактивная обратная связь с потребителями (блог, виртуальные приемные, телефон доверия, брифинги и др.) созданы 36 лекторских групп; проведено 1150 встреч («круглые столы», брифинги) во всех регионах (охват свыше 20 тыс. чел.); Интерактивная обратная связь с потребителями (блог, виртуальные приемные, телефон доверия, брифинги и др.) созданы 36 лекторских групп; проведено 1150 встреч («круглые столы», брифинги) во всех регионах (охват свыше 20 тыс. чел.); Привлечение потребителей в состав экспертных советов, участвующих в экспертизе тарифов и цен (обязательное условие при изменении тарифов) Участие общественных объединений в формировании и развитии нормативно- правовой базы регулирования (6 аккредитованных ОО) Обеспечение доступа потребителей к информации (запрет на признание коммерческой тайной и обязанность СЕМ представлять информацию потребителям до публичных слушаний) Ежегодные отчеты СЕМ перед потребителями (723 СЕМ с охватом потребителей более 30 тыс. чел. и свыше 290 общественных организаций) Что сделано за 2012 год?
4 осуществлен прием более 1000-и граждан; проведено 21 online-конференций; осуществлен прием более 1000-и граждан; проведено 21 online-конференций; в целях освещения в СМИ хода модернизации и целевого использования средств проведены 76 пресс-тура в СМИ вышло 566 материалов, в эфире телеканалов 266 видеосюжетов, созданы 3 видеоролика созданы Рабочие группы по оперативному реагированию на обращения граждан, в состав которых входят представители акиматов, общественных объединений (рассмотрено 710 обращений граждан с выездом на место). Информированность и прозрачность Что сделано за 2012 год? внедрен «калькулятор потребителя» - возможность для потребителей в течение нескольких минут проверить правильность счетов за коммунальные услуги
5 Принятие мер реагирования к СЕМ в целях защиты прав потребителей Проведение планового и внепланового (по жалобам) контроля за соблюдением законодательства (471 проверка: план - 94, внеплановые – 377) Проведение планового и внепланового (по жалобам) контроля за соблюдением законодательства (471 проверка: план - 94, внеплановые – 377) Вынесение предписаний (744) и наложение административных взысканий по фактам нарушений законодательства (382 постановления, сумма взысканных штрафов свыше 205 млн. тенге) Вынесение предписаний (744) и наложение административных взысканий по фактам нарушений законодательства (382 постановления, сумма взысканных штрафов свыше 205 млн. тенге) Введение компенсирующих тарифов, при причинении убытков потребителям услуг (2 003,4 млн. тенге) Введение компенсирующих тарифов, при причинении убытков потребителям услуг (2 003,4 млн. тенге) Проведение перерасчета за услуги по теплоснабжению, при отклонении температур наружного воздуха (общая сумма возврата населению – 907,3 млн.тенге) Проведение перерасчета за услуги по теплоснабжению, при отклонении температур наружного воздуха (общая сумма возврата населению – 907,3 млн.тенге) Участие в судебных процессах, в том числе по искам потребителей в целях защиты интересов потребителей (376) Что сделано за 2012 год?
Вопросы защиты прав потребителей: Вопросы защиты прав потребителей: текущая ситуация Контроль за: - выполнением требований НПА в электроэнергетике; -эксплуатацией и состоянием энергооборудования, в т.ч. СЕМ; - соблюдением правил пользования электро- и тепловой энергии; - качеством (бесперебойность, ограничения, тех.характеристики) лабораторный контроль по качеству воды; принятие мер реагирования (предписания, приостановление поставки, штрафные санкции) СЭС МЗ КГЭН АЗК Уполномоченный орган в области защиты прав потребителей (ЗРК «О защите прав потребителей») АЗК Уполномоченный орган в области защиты прав потребителей (ЗРК «О защите прав потребителей») предотвращает, пресекает, предупреждает и устраняет недобросовестную конкуренцию субъектов рынка; выдает согласие на экономическую концентрацию (реорганизация субъектов рынка путем слияния) 6 Контроль за соблюдением законодательства осуществляется различными государственными органами АРЕМ предотвращает, пресекает, предупреждает и устраняет факты нарушения в сферах естественных монополий и регулируемых рынков (в части ценообразования); выдает согласие на реорганизацию, ликвидацию деятельности СЕМ
7 четко разграничить полномочия госорганов Вопросы защиты прав потребителей Предложения: усилить ответственность первых руководителей усилить информационную работу по повышению правовой грамотности населения в области прав потребителей повысить роль органов прокуратуры активизировать роль общественных организаций по защите прав потребителей, установив ранги (критерии оценки) по их деятельности предусмотреть государственное финансирование общественных организаций в зависимости от опыта в сфере защиты прав потребителей (взысканных денежных компенсаций) внедрить систему мониторинга качества регулируемых услуг
Модернизация регулируемого сектора с применением новых методов широкомасштабная модернизация и реконструкция водоканалов ; экономия стратегического ресурса ; увеличение собственных источников для финансирования инвестиций. отмена тарифной сметы и обязанности ее исполнять установление тарифов по степени эффективности деятельности (т.е. чем выше эффективность, тем выше тариф в сравнении с другими СЕМ) и стремление каждого СЕМ к улучшению своих показателей минимизация «человеческого фактора» при принятии решений путем использования программного обеспечения Внедрение метода сравнительного анализа (бенчмаркинг) (в 2012 году для РЭК) Внедрение метода сравнительного анализа (бенчмаркинг) (в 2012 году для РЭК) Комплексный план внедрения новых механизмов тарифообразования на воду на годы Переход на уведомительный характер (300 субъектов малой мощности) Переход на уведомительный характер (300 субъектов малой мощности) по аналогии с налоговой инспекцией, уход от заявочной компании минимизирует «человеческий фактор») 8
Информация об итогах рассмотрения проектов тарифов СЕМ за 2012 год 304 отклонено 304 отклонено 1013 проектов тарифов 1013 проектов тарифов 457 с повышением 457 с повышением 176 на прежнем уровне 176 на прежнем уровне 14 со снижением 14 со снижением 709 рассмотрено 709 рассмотрено 9 43 по услугам передачи и распределения эл. энергии 43 по услугам передачи и распределения эл. энергии 156 в сфере тепловой энергии 156 в сфере тепловой энергии 237 в сфере водоснабжения 237 в сфере водоснабжения Всего 1194 СЕМ
Реализация инвестиционных программ 10 Динамика инвестиций Справочно: с 2009 года совместно с отраслевыми министерствами утверждены свыше 600 инвестиционных программ количество СЕМ, работающих по предельным тарифам в 2012 году составило 59 (в 2011 году - 51 СЕМ) млрд. тенге
Дифференциация тарифов как переход к «зеленой» экономике 1.на электроэнергию в зависимости от объемов потребления (3-х уровневые тарифы для населения), по зонам суток (во всех регионах) 2.на воду по группам потребителей, в зависимости от объемов потребления (для населения, введены в 13 регионах), в зависимости от наличия или отсутствия приборов учета (введены в 6 регионах) 3.на теплоэнергию в зависимости от наличия или отсутствия приборов учета (введены в 6 регионах) Результат за 2012 год: экономия: воды до 17% (2 млрд. тенге), электроэнергии (около 163,8 млн. кВт.ч), топлива (около 41 тыс. тонн угля), и снижение выбросов загрязняющих веществ (зола порядка 18 тыс. тонн); экономия средств потребителей (около 1,5 млрд. тенге за счет электроэнергии), создание стимулов для энергосбережения 11
поступило 552 заявки отклонено 165 утверждено 387 поступило 552 заявки отклонено 165 утверждено со снижением 200 со снижением 92 на прежнем уровне 92 на прежнем уровне 18 с повышением (принятие новых сетей) 18 с повышением (принятие новых сетей) 77 вновь созданные СЕМ 12 Нормативные технические потери (заявочная кампания 2012 года)
Снижение нормативных технических потерь % 13 Цель – достижение минимальных уровней потерь, не превышающих мировые показатели (п не превышающих мировые показатели (потери в электросетях в странах Европы составляют 10%, в США - 9 %, в Японии - 5%, в тепловых сетях - 12%) Экономия от снижения в 2012 году нормативных потерь составляет 416,8 млн. тенге, в том числе: 2012 год2011 год по воде (млн. тенге) 54,2633 по электроэнергии (млн. тенге) 444,6703 по тепловой энергии (млн. тенге) 214,5276 Соответствует показателям Стратегического плана АРЕМ на годы
Поэтапная ликвидация сверхнормативных потерь 14 в 2012 году Экономия от снижения в 2012 году сверхнормативных потерь составляет 1,5 млрд. тенге, в том числе: 2012 год2011 год по воде (млн. тенге) 340,745,4 по электроэнергии (млн. тенге) 517,2128 по тепловой энергии (млн. тенге) 868,9268 Соответствует показателям Стратегического плана АРЕМ на годы
Установка приборов учета 15 40,3% 88,5% 84,1% Необходимы кардинальные меры для изменения ситуации
поступило 610 заявки отклонено 165 утверждено 445 поступило 610 заявки отклонено 165 утверждено со снижением 192 со снижением 170 на прежнем уровне 170 на прежнем уровне 21 с повышением 21 с повышением 62 вновь созданные СЕМ 16 за 2012 год Оптимизация норм расхода сырья и материалов, топлива и энергии за 2012 год Ресурсосбережение
17 Основные задачи Агентства Закон Республики Казахстан «О естественных монополиях и регулируемых рынках» Закон Республики Казахстан «О естественных монополиях и регулируемых рынках» Расширение применения методов стимулирующего регулирования Усиление к онтроля за исполнением инвестиционных программ субъектов естественных монополий Снижение нормативных и ликвидации сверхнормативных потерь, оптимизация норм расходов сырья и материалов Содействие переходу к «зеленой экономике» - экономия электроэнергии и воды (продолжение практики внедрения диффтарифов на электроэнергию и воду) Выработка предложений по механизму перевода рассматриваемых заявок субъектов естественных монополий и регулируемых рынков в электронный формат Совершенствование механизма защиты прав потребителей
Спасибо за внимание!