ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ С РЕГИОНАМИ НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА ФЕДЕРАЛЬНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ В РОССИИ Конференция «Формирование сети федеральных университетов: ключевые подходы и принципы» Октября 2008 Москва Т.А. Мешкова О.В. Перфильева ГУ-ВШЭ
Цели исследования Разработка моделей стратегического взаимодействия существующих ФУ с регионами Сравнительный анализ стратегических социально- экономических показателей развития и потребностей субъектов РФ, планирующих инициативы по созданию ФУ и НИУ, в проведении передовых научных исследований и реализации образовательных программ, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных проектов и задачи регионального развития, и возможностей, предоставляемых существующей системой ВПО
I.Анализ стратегических социально-экономических показателей развития и потребностей субъектов РФ, на территории которых уже существуют ФУ, либо планирующих инициативы по созданию ФУ, в проведении передовых научных исследований и реализации образовательных программ I.1. Анализ социально-экономических показателей развития I.2. Анализ внешнесистемных факторов взаимодействия ФУ и региона Внешнесистемные факторы = внешние по отношению к образовательной системе региона 4 группы факторов:3 уровня факторов: - политические- глобальные - экономические- национальные - социальные- региональные - технологические Методология исследования (1)
II. Анализ возможностей, предоставляемых существующей системой ВПО, для решения стоящих перед регионами задач II.1. Анализ внутрисистемных факторов взаимодействия ФУ и региона Внутрисистемные факторы = факторы, связанные с особенностями и характеристиками развития системы ВПО в регионе в том числе: - количество вузов, в том числе вузов-лидеров; - степень развития связей между вузами, а также вузов с образовательными учреждениями другого уровня (потенциал межвузовской интеграции); - численность студентов и темпы роста студенческого контингента; - численность различных категорий работников сферы высшего образования, в т.ч. ППС; - наличие региональных стратегий и концепций развития образования; - уровень поддержки происходящих в регионе образовательных реформ со стороны академической общественности и студентов - и другие… Методология исследования (2)
II.2. Анализ существующих и перспективных сфер взаимодействия ФУ и региона 4 крупных направления (сферы) взаимодействия: участие в решении политических задач региона; участие в развитии экономики региона; участие в решении социальных проблем региона; участие в научно-техническом и инновационном развитии региона Методология исследования (2) продолжение…
Направления (сферы) взаимодействия ФУ и региона участие в решении политических задач региона - формирование политической элиты - формирование гражданского общества - формирование имиджа и политического веса региона участие в решении социальных проблем региона - снижение социальной дифференциации и поляризации - улучшение социального климата (в т.ч. сохранение национальной культуры, молодежная политика, спорт и т.д.) - решение проблем миграции Методология исследования (3)
Направления (сферы) взаимодействия ФУ и региона участие в развитии экономики региона - содействие развитию малого и среднего бизнеса - развитие рынка труда (вуз как работодатель, «кузнеца кадров», центр профессиональной подготовки и переподготовки) - комплексное развитие территорий (экология, инфраструктура, транспортное сообщение и др.) участие в научно-техническом и инновационном развитии региона - создание научно-технических разработок, содействие их коммерциализации и внедрению - взращивание и формирование высококвалифицированных научных кадров - формирование инфраструктуры высокотехнологичных производств Методология исследования (3) продолжение…
Структура взаимодействия ФУ и региона
Основные направления взаимодействия СФУ и ЮФУ с регионами Императив создания СФУ и ЮФУ: Главная цель создания ФУ в России – содействие решению задач развития конкретных регионов, потребности и возможности которых естественным образом различаются. На момент создания ФУ в соответствующих регионах, несмотря на экономический потенциал, возможности промышленного производства и высокий уровень квалификации трудовых ресурсов, наблюдались проблемы социально-экономического развития, оказывающие влияние на уровень конкурентоспособности регионов. Использование потенциала ФУ для целей развития и повышения конкурентоспособности регионов превращает ФУ в ключевых акторов инновационных изменений и положительных сдвигов в регионах. В содействии повышению конкурентоспособности регионов ФУ ориентированы на взаимодействие с другими региональными акторами, прежде всего предприятиями промышленного производства, бизнесом, региональными властями.
Спасибо за внимание!