Сообщение аналитической группы семинара «Комплексный проект модернизации образования Новосибирской области» Николай Алексеевич Акатов, руководитель аналитической группы
Проблемы, выявленные в первый день семинара 1.Запуск комплексной реализации направлений проекта перенесен на Несовпадение между участниками семинара в понимании того, что есть качество образования, и как это связано с оценкой труда учителя (т.е., в том числе, на основе каких критериев деятельности учителя формируется базовая и распределяется стимулирующая части ФОТ)
Проблема 1: Запуск комплексной реализации направлений проекта перенесен на Прогнозируемые последствия: 1.Неисполнение обязательств, взятых Новосибирской областью 2.Исключение Новосибирской области из числа регионов, получающих финансовую поддержку 3.Политические и организационные события, наносящие серьезный урон всему региону
Предлагаемый выход из сложившейся ситуации: 1.Начать комплексную реализацию направлений проекта в 2007 году с реальной по времени отсрочкой (выплата в ноябре ЗП за октябрь на основе новой СОТ ), чтобы обеспечить достижение уже в текущем году заявленных ориентиров развития. 2.Принятие до 1-3 сентября 2007 года ответственных добровольных решений администраций, трудовых коллективов, профсоюзов ОУ о применении НСОТ. Проблема 1: Запуск комплексной реализации направлений проекта перенесен на
Проблема 2: Понимание того, что есть качество образования, и как это связано с оценкой труда учителя Смыслы проблемы: 1.Не у всех работников образования есть отвечающее современным требованиям развития Российской Федерации (обеспечение конкурентоспособности) понимание образовательных достижений обучающихся и образовательного учреждения: получение универсальных навыков (развернутых способностей) на основе предметных знаний и умений – формирование компетентностей: Политические и социальные компетенции - социальное развитие Компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе - общекультурное развитие Компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией - коммуникативное развитие Компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества - интеллектуальное развитие Способность учиться (развиваться) на протяжении всей жизни - личностное развитие
Сейчас преобладает стремление достижения результативности в предметности – деятельность на субъективно установленный результат. В формировании компетентностей нет ничего надпредметного или внепредметного. В компетентностях важнейшая компонента – знание (предметность), но как основа для осознанного личностью ответственного и умелого действия – объективно воспринимаемый обучающимся результат. В чем отличие понимания качества образования, отвечающего современным требованиям, от «устоявшегося» понимания качества образования? Проблема 2: Понимание того, что есть качество образования, и как это связано с оценкой труда учителя
«Статья 7. Федеральные государственные образовательные стандарты … Федеральные государственные образовательные стандарты включают требования к: структуре основных образовательных программ; условиям реализации основных образовательных программ; результатам освоения основных образовательных программ» (понимается, что это требования к общим, социальным, профессиональным компетенциям, а также знаниям, умениям и развитию личностных качеств обучающихся, обеспечивающим реализацию соответствующих компетенций). Проект Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта)
Смыслы проблемы: 2.Достижение результатов освоения основных образовательных программ невозможно без исполнения в ОУ образовательной деятельности всех видов: обучающая, воспитательная, социализирующая, развивающая. Это означает, что необходимо оплачивать учителю все виды деятельности, а не только учебную нагрузку Проблема 2: Понимание того, что есть качество образования, и как это связано с оценкой труда учителя
Выводы: 1.Необходимо не развитие качества образования, а новое качество образования, формирующего компетентности обучающихся на основе знаний. 2.«Базовая» оплата труда учителя должна зависеть от его вклада (участие в различных видах образовательной деятельности) в формирование компетентностей обучающихся на основе полученных ими знаний. Стимулирование (оплата труда и аттестация) обосновывается результативностью работы учителя, оцененной с участием общественных представителей. Проблема 2: Понимание того, что есть качество образования, и как это связано с оценкой труда учителя
Спасибо за внимание! Успехов в дальнейшей работе!