Профессиональные затруднения педагогов пятых классов образовательных учреждений г.о.Самары при формировании универсальных учебных действий Лаборатория социологических исследований в образовании Центра развития образования г.о.Самара
Цель и задачи исследования Цель исследования - выявить профессиональные затруднения педагогов пятых классов ОУ г.о.Самары при формировании УУД в рамках нового образовательного стандарта. Задачи исследования: Выявить представления педагогов о содержании нового образовательного стандарта Выяснить мнение педагогов об основных различиях «старого» и «нового» образовательного стандарта. Охарактеризовать основные трудности педагогов при моделировании урока в рамках новых образовательных стандартов. Выяснить, какие виды универсальных учебных действий вызывают наибольшие трудности при формировании в рамках урока. Определить, в каких дополнительных знаниях нуждаются педагоги.
Представления педагогов о содержании понятия «универсальные учебные действия» Определения УУД, соответствующие определениям в специализированных источниках – 5 5, 4 % «Умение учиться» - 1 8,3% Способность к саморазвитию и самосовершенствованию – 5, 7 % Самостоятельное усвоение знаний – 7,8 % Учебные действия, имеющие надпредметный характер и используемые в повседневной жизни – 5,6%
Представления педагогов о содержании понятия «универсальные учебные действия» Неопределенные представления («результаты обучения и воспитания в сформированном виде», способы действия, «спасательные круги в бурном мире», «то, чем дети должны владеть на практике», «действия, направленные на результат», «толковать от термина «универсальный», «общеучебные действия», «действия по обучению», «то, что мы должны дать на своём уроке» и т.п.) – 5, 3 %
Представления педагогов о видах УУД Личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные – 6 7, 9 % Личностные, метапредметные (познавательные, коммуникативные, регулятивные) – 12, 3 %
Представления педагогов о результатах освоения основной образовательной программы основного общего образования Представления о результатах Доля опрошенных Адекватные представления: -отличия нового ОС в формировании УУД -новый ОС ориентирован на личностные результаты -новый ОС ориентирован на применение знаний 77, 4 Неопределенные представления22,6 Итого100,0
Педагоги о приемлемых формах активного обучения для формирования УУД в рамках урока ФормыДоля опрошенных Работа в группах81,7 Работа в парах77,5 Проектная деятельность60,6 Исследовательская деятельность59,2 Деловые игры28,2 Тренинги16,9 Другое2,8
Педагоги о наиболее эффективных технологиях для формирования УУД Технологии формирования УУД Доля опрошенных Технология РКМЧП60,6 Технология проектного обучения 46,5 Технология портфолио8,5 Другое12,7
Трудности педагогов при моделировании урока
Педагоги о чувстве комфорта при минимальном использовании фронтальных методов обучения
Педагоги о возможности отойти от использования фронтальных форм и методов обучения
Педагоги о соответствии условий обучения в классе требованиям стандарта
Учителя о том, достижение какой группы результатов вызывает наибольшие затруднения
Учителя о том, формирование каких УУД вызывает у них наибольшие трудности
Самооценка учителей достаточности своей методической подготовки
Представления учителей о структуре учебно-познавательных и учебно- практических задач
Учителя о том, помогает ли УМК решению учебно-познавательных и учебно- практических задач
Педагоги о разработанности программ внеурочной деятельности
Спасибо за внимание!