МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС языковой подготовки («интенсивный» курс английского языка) © Щербаков Ю. Н. 2006
Содержание Знания, умения и навыки. Язык и речь. Дискурс. Особенности «интенсивных» методик. Предлагаемый авторский методический комплекс.
Знания, умения и навыки Взаимосвязь знаний умений и навыков Навыки Умения Знания Между знаниями и навыками существует ПРЯМАЯ связь. Т.е. НАВЫК нельзя развить без умения использовать полученные знания. Следовательно между тремя слагаемыми устанавливается следующая связь:
Знания, умения и навыки Знания в методике преподавания Знания Знания в методике преподавания иностранных языков – это результат познания сведений через органы чувств: глаза (чтение), слух (аудирование). Таким образом, новое иностранное слово можно выучить либо увидев его написание (орфография) или транскрипцию (произношение) или услышав произнесенное вслух и повторив его (подражание).
Знания, умения и навыки Умения в методике преподавания Умения Знания Умения формируются исключительно на основе ранее полученных знаний. Умения в методике преподавания иностранных языков – это процесс формирования языкового и речевого опыта (автоматизмов).
Знания, умения и навыки Навыки в методике преподавания Навыки Умения Знания Навык в методике преподавания иностранным языкам – это автоматизмы выработанные упражнениями во внеязыковой среде или привычкой в языковой среде. Это самый длительный процесс занимающий несколько лет.
Знания, умения и навыки в «интенсивных» методиках Навыки Умения Знания При обучении иностранным языкам по «интенсивным» методикам время, отводимое такими программами, недостаточно для выработки устойчивых автоматизмов необходимых для адекватной речевой деятельности: Орфографический навык Дискурсологический навык Аудирование
Знания, умения и навыки в «интенсивных» методиках Навыки Умения Знания Однако, при наличии достаточного объема часов самостоятельной работы и/или последующего погружения в языковую среду, навыки могут сформироваться во внеаудиторные часы. Основное отличие «интенсивной» методики от традиционной заключено в приоритете формирования начальных знаний и выработке умений.
Язык и речь Приоритеты «интенсивной» методики Язык – это знаковая система используемая людьми для общения. Язык состоит из лексики (слова и выражения) и грамматики (правила построения высказываний из лексики). Речь – это практическое использование языка для общения. В «интенсивных» методиках приоритет отдается речи, поэтому на занятиях не выполняются, например, сугубо грамматические задания, а отрабатываются конкретные речевые ситуации (дискурсы) с привлечением необходимого и достаточного языкового материала. Язык = слова + грамматика в теории (знания) Речь = слова + грамматика в употреблении (умения)
Речь и дискурс Речь реализуется в форме дискурсов. Дискурс – это общепринятые правила построения коммуникативно законченных речевых ситуаций. Например, знакомство, в магазине, в аэропорту и т.п. Определив речь как приоритетный аспект «интенсивной» методики обучения иностранным языкам, следует выделить несколько дискурсов, которые составляют основу «интенсивной» методики: Дискурс письменной речи Дискурс устной речи Дискурс диалогической речи Дискурс монологической речи Дискурс профессиональной речи Дискурс бытовой речи
Речь и дискурс Обязательные дискурсы «интенсивных» методик: ДИСКУРС Письменный (письмо-чтение) Устный (говорение-аудирование) Диалогический (интернет- форумы, электронные письма, ICQ) Монологический (статьи, резюме, интернет- контент) Диалогический (устное общение) Монологический (устные сообщения, доклады, рассказы)
Речь и дискурс Факультативные дискурсы «интенсивных» методик: ДИСКУРС Бытовой Профессиональный Устный и письменный диалогический Устный и письменный монологический Устный и письменный диалогический Устный и письменный монологический
Цель предлагаемой авторской методики Суть интенсивных методик сводится к максимально приближенной к аутентичной реализации иноязыковых и инокультурных дискурсов с учетом принципа «необходимого и достаточного». Другими словами, для усвоения материала отбирается такой необходимый минимум языковых и грамматических средств, который адекватно реализует тот или иной дискурс. Например, для разговорной темы (дискурса) «ЗНАКОМСТВО» достаточно выучить пятнадцать слов и десять выражений, а также запомнить последовательность фраз. Предлагаемая авторская «интенсивная» методика сводится к выработке дискурсного автоматизма, т.е. к умению быстро и адекватно реагировать в конкретной речевой ситуации.
4. Актуализация автоматизма в форме ролевой игры или аналогичных методических приемов. 3. Выработка дискурсного автоматизма в рамках заданной темы. 2. Запоминание коммуникативного фрейма (обязательной и факультативной последовательности реплик). 1. Заучивание тематической лексики и фразеологии с листа с последующим аудированием. Запоминание структур и грамматических правил обязательных для данного дискурса. 1. Тема Meeting People Лексика: Hello/Hi/Good Morning/… Идиоматика: So-so/So long/… Структуры: Nice to meet you Good to meet them… Are you Mr. Ivanov? Yes, I am./ No, I am not. 2. Тема Meeting People - Hi! - Hello! Nice to meet you! How are you? - Im fine. And (how are) you? - Im fine, too. 4. Тема Meeting People Карточки с коммуникативным заданием и опорной лексикой 3. Тема Meeting People Ротационные диалоги в парах с установкой правильно употребить все указанные слова и выражения. Структура занятия по «интенсивной» методике