Аспекты устного и письменного общения: аудирование, чтение, письмо, говорение
Аудирование – слушание и понимание иноязычной речи Аудирование как вид коммуникационной деятельности контактное составная часть речевого общения дистантное самостоятельный вид коммуникации
Темпы речи: англоязычной – 180 слов в минуту русскоязычной – 120 слов в минуту. Упражнения для обучения аудированию: языковые (подготовительные): фонетические, грамматические, лексические – способствуют развитию аудитивных навыков; речевые (контекстные): тренировка спонтанного употребления языковых явлений – направлены на совершенствование процесса смыслового восприятия текста и достижение определенного уровня понимания
Компоненты речевых упражнений: а) подготовка к прослушиванию сообщений; б) само прослушивание; в) анализ результатов прослушивания.
Структура чтения 1) Мотивационно-побудительная фаза (зарождение потребности, желания, заинтересованности в ее осуществлении). Приводится в действие специальной коммуникативной задачей, создающей установку на чтение; ориентирует на извлечение всей или основной информации, что определяет замысел и стратегию чтения. 2) Аналитико-синтетическая фаза (внутренний план – понимание при чтении про себя, внешний план – понимание при чтении вслух). Включает психические процессы: - зрительное восприятие графических объектов; - узнавание языкового материала; - создание и принятие смыслового решения. 3) Фаза контроля и самоконтроля (вынесение понимания во внешний план).
Виды чтения: аналитическое изучающее просмотровое поисковое ознакомительное
Схема письменного текста мотив предмет цель адресат
Функции говорения 1. Информационно-коммуникативная (передача и прием информации) 2. Регулятивно-коммуникативная (регулирование поведения) 3. Аффективно-коммуникативная (влияние на эмоциональную сферу человека)
Экстралингвистический контекст говорения: o цель говорения o содержание речевого акта o условия общения o своеобразие речевых партнеров
Говорение 1. Диалогическая речь – процесс непосредственного общения, который характеризуется обменом реплик: диалог; полилог; дискуссия. 2. Монологическая речь.