Составители: Е.Е. Лысенкова, директор ГБОУ СОШ 365 О.Е. Козлова, зав. структурным отделением ДОД ГБОУ СОШ 365 Е.А. Баранова, старший воспитатель ГБОУ СОШ 365
Преемственность - связь между явлениями в процессе развития, когда новое, снимая старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. Цель преемственности: «Обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.
Старший дошкольный возраст является самостоятельным важным этапом в развитии ребенка с присущими ему закономерностями психического развития.
Ведущая деятельность дошкольника - игра, но не развлекательная, а познавательная, в процессе которой развиваются воображение, память, мышление. Поэтому игра, как ведущая деятельность дошкольного возраста – один из показателей готовности к школе.
Преемственность в работе дошкольного учреждения и начальной школы заключается в том, что в первый класс приходят дети, которые хотят учиться и могут учиться, т.е. у них должны быть развиты те психологические предпосылки овладения учебной деятельностью, на которые опирается программа первого класса школы. К ним относятся : - познавательная и учебная мотивация; - появления соподчинения мотивов поведения и деятельности; умение работать по образцу и по правилу, связанные с развитием произвольного поведения; - умение обобщать.
Реализация преемственных связей требует решения следующих задач: 1.Обеспечение «охранительной функции» процесса обучения – недопустимость умственных перегрузок; использование здоровьесберегающих технологий; поддержание эмоционально-положительного отношения ребенка к познавательной деятельности. 2. Организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом его самоценности: опора на потребности и возможности детей; создание условий для сохранения детской индивидуальности, раскрытия и развития способностей каждого ребенка. 3. Приоритетное развитие личности будущего первоклассника, формирование тех интеллектуальных и социальных качеств, без которых его обучение в школе не будет успешным.
В истории образования есть примеры удачного решения проблемы преемственности. Еще в 70-е гг. прошлого столетия Д. Б. Эльконин подчерки вал внутреннюю общность двух «формаций» эпохи детства дошкольного и младшего школьного возрастов. Он предполагал, что дети 3-10 лет должны жить общей жизнью, находясь в едином культурно-образовательном пространстве, в так называемом Детском центре, Д. Б. Эльконин вместе с А. В. Запорожцем и В. В. Давыдовым разработали подробный проект Детского центра. По их мысли в этом центре дошкольники и школьники будут разделены «подвижными и прозрачными перегородками», которые всегда можно приоткрыть.
На практике данные идеи были воплощены в 1993 году созданием единственного в России национального финского ясли - сада «Тайми». Сейчас - государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 365 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Приобщение детей к культуре и традициям Финляндии Создание комфортной обстановки Желания, право выбора видов деятельности Освоение изучение финского языка Родители, активные участники в праздниках и развлечениях
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ. Воспитательная цель – интерес к изучению финского языка. Развивающая цель – развитие мышления, эмоций, внимания, воображения, воли, памяти, а также познавательные и языковые особенности. Образовательная или практическая цель – формирование навыков самостоятельного решения элементарных коммуникативных задач на финском языке.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ. 1.Принцип комплексной реализации. 2.Принцип коммуникативной направленности. 3.Принцип осознанного овладения иностранным языком. 4. Принцип коллективно-индивидуального взаимодействия. 5. Управление формированием у воспитанников иноязычных навыков и умений. 6. Принцип активности. 7. Принцип доступности и посильности.
Под преемственностью между детским садом и школой мы подразумеваем систему связей, обеспечивающих взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения единого непрерывного процесса образования на смежных этапах развития ребенка.
Основные задачи сотрудничества дошкольного учреждения и школы: - улучшение подготовки 6-летних детей к школе; - обеспечение естественности перехода из детского сада в школу; - углубление интереса к жизни в школе; - обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи; - помощь семье в новой ситуации, возникающей при поступлении ребенка в школу.