Доклад по теме: «Особенности применения арттерапии при работе с детьми с ограниченными особенностями здоровья во внеурочной деятельности» Выполнила: Воспитатель Кочева Н.А. МБС(К)ОУ для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья « Большеусинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида »
Цель Формирование и укрепление психологического здоровья ребенка и развитие его творческого потенциала
Задачи Расширять эмоциональный опыт; Обучать новым приёмам рисования и развивать умение экспериментировать; Снижать импульсивность, тревогу, агрессию детей; Снижать эмоциональное и мышечное напряжение; Совершенствовать коммуникативные навыки и творческие способности; Воспитывать межличностное доверие и групповое сотрудничество; Развивать познавательные процессы; Развивать чувственный аппарат на основе сенсорных эталонов.
Арттерапия – терапия искусством Арттерапия ПсихологияПедагогикаИскусство
Арттерапия, как инновационная технология, в образовании характеризуется комплексом теоретических, практических идей; многообразием связей с социальными, психологическими и педагогическими явлениями; относительной самостоятельностью от составляющих педагогического процесса обучения; способностью к интеграции и трансформации.
Функции арттерапии Диагностическая Коррекционная Развивающая Обучающая Реабилитационная Психотерапевтическая Социальная и др.
Для организации арттерапевтической работы используются различные способы действия с художественными материалами: манипуляции с целью исследования физических свойств материалов; деструктивные действия, в результате, которых ребенок может рвать бумагу, портить карандаши, разливать воду, краску и др.; стереотипное воспроизведение одних и тех же рисунков, действий; рисование графических пиктограмм; создание художественных образов, отвечающих потребности ребенка в самовыражении и коммуникации с окружающими.
При работе с детьми: Пережившими какие-либо травматические ситуации, используют: Смешивание и разбрызгивание красок; Размазывание пластилина по поверхности; Имеющими выраженную агрессию, фобии, используют: Пластические материалы (пластилин, соленое тесто, глина)
При работе с детьми: Гиперактивными и расторможенными, Не рекомендуют: Использовать материалы, которые стимулируют ненаправленную активность ребенка, способную перерасти в агрессивное поведение; Рекомендуют: Клеевую технику, рисование по стеклу, которые в большой степени способствуют их «алгоритмизации» их художественной деятельности. Замкнутыми, эмоционально- тревожными используют: Материалы и художественные техники, позволяющие работать на больших форматах бумаги, доске, асфальте (при этом применять кисти больших размеров, валики, что задействует максимальное кол-во различных групп мышц тела.
Работа в нетрадиционных техниках: Рисование пальцами, ладошкой, нитками, с помощью соли; Рисование под музыку; Методом напыления; Оттиск пробкой, пенопластом; Монотипия; Кляксография; и др.; стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Все виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации, коррекции мелкой моторики рук.
Типы заданий и упражнений 1.Предметно-тематический тип – рисование на свободную тему («Моя семья», «Я дома», «Мое любимое занятие») 2.Образно-символический тип – изображение в рисунке абстрактных понятий «добро», «зло», «радость», и др.
Типы заданий и упражнений 3. Упражнения на развитие образного восприятия, воображения и символической функции – рисование по точкам, волшебные пятна (кляксы), графическая музыка, рисование в воздухе. 4. Игры-упражнения с изобразительным материалом - экспериментирование с красками, карандашами, бумагой, пла стилином, мелом и т.д.
Набрызг
Отпечатки
Работа с берестой