ЕГЭ 2013 ФИЗИКА 1 Беленок И.Л.
Официальные сайты Федеральный институт педагогических измерений Официальный портал Единого Государственного Экзамена Российское образование Федеральный портал ГКУ НСО «Новосибирский институт мониторинга и развития образования» (раньше - ОЦМО)
3
4 Справка о планируемых изменениях КИМ ЕГЭ 2013 года В спецификациях по всем предметам уточнена информация в разделах: «Изменения в КИМ ЕГЭ 2013 г. в сравнении с 2012 г.»; «Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом» (в части информации о порядке назначения 3-го эксперта). Время проведения экзаменов, на которые отводилось 4 часа, в соответствии с требованиями СанПиН сокращено на 5 минут (с 240 до 235 минут), что отражено в разделе «Продолжительность ЕГЭ».
5 по физике – 36 баллов Проект расписания +
6
Анализ выполнения выпускниками заданий ЕГЭ физика 2012 г.
Приоритеты: проверка предусмотренных стандартом видов деятельности: усвоение понятийного аппарата курса физики, овладение методологическими знаниями, применение знаний при объяснении физических явлений, применение знаний при решении задач, овладение частью экспериментальных умений. Увеличилось количество заданий, контролирующих понимание различных физических явлений и процессов 8
9 Задания с выбором ответа (часть 1 (А)) Владение основным понятийным аппаратом
ЕГЭ 2012 НСО. Физика Процент верно выполненных заданий типа А
Задания ЕГЭ по физике, выполненные школьниками НСО ниже ожидаемого уровня успешности (июнь 2012) 11 [1] [1] Уровни сложности задания: Б – базовый (примерный интервал процента выполнения – 60%-90%), П – повышенный (40%-60%), В – высокий (менее 40%).
Задания ЕГЭ по физике, выполненные школьниками НСО ниже ожидаемого уровня успешности (июнь 2012г.) 12 РФ: Механика – 65%; МКТ и термодинамика – 66%; Электродинамика – 49%; Квантовая физика – 65% Не усвоены: 1 з-н Ньтона; 3 з-н Ньютона; З-н сохранения импульса; Постулаты Бора
А1 (77 %), А4 (74 %) и А20 (71 %) (2012) 13
Задания, выполненные ниже ожидаемого уровня успешности 15 Задание А2 (53 %)2012
Задание А5 (50 %) Задание А6 (50 %)2012
Задание А11 46 %
Задание А13 52 %
Задание А14 35 % !!!
Задание А16 52 %
Задание А21 47 %
понимание различных физических явлений и процессов напряженность электростатического поля внутри проводника – 46%; независимость работы сил электростатического поля от траектории перемещения заряда – 47%; электромагнитная индукция – 30%; электромагнитные волны (диапазоны) – 51%; преломление света – 49%; дифракция света – 53%; интерференция света – 40%; явление фотоэффекта – 48%. 22
Освоение методологических умений выбор установки опыта по заданным гипотезам – 67%; запись интервала значений прямых измерений с учетом заданной погрешности – 71%; понимание результатов опытов, представленных в виде графиков (для цепи постоянного тока)– 62%; определение полезной мощности нагревателя с учетом графика по данным опыта – 41%. 23
24 ЗАДАЧИ С КРАТКИМ ОТВЕТОМ (часть 2 (В)) Умение определять характер изменения физических величин при протекании различных процессов. Средний процент выполнения этих заданий в РФ – 43%,
ЕГЭ 2012 НСО. Физика Процент верно выполненных заданий типа В
Часть 2 (В)
Часть 2 (В)
Часть 2 (В)
Часть 2 (В)
Задания части Решение задач
А22-А25 31
У теплового двигателя, работающего по циклу Карно, температура нагревателя – 500 К, а температура холодильника – 300 К. Рабочее тело за один цикл получает от нагревателя 40 кДж теплоты. Какую работу совершает при этом рабочее тело двигателя? 1) 1,6 кДж 2) 35,2 кДж 3) 3,5 кДж4) 16 кДж Пылинка, имеющая заряд Кл, влетела в однородное электрическое поле в направлении против его силовых линий с начальной скоростью 0,3 м/с и переместилась на расстояние 4 см. Какова масса пылинки, если её скорость уменьшилась на 0,2 м/с при напряжённости поля 10 5 В/м? 1) 0,5 мг 2) 0,2 мг3) 0,8 мг4) 1 мг 32
ЗАДАЧИ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ 33
ЕГЭ 2012 НСО. Физика Процент верно выполненных заданий типа С РФ Приступало 71,2% Min 1б – 54%
Обобщенная схема оценивания заданий С1 35
36 Обобщенная схема оценивания заданий С1
37 РФ: 17%
38
39 На фотографии изображена электрическая цепь, состоящая из батареи, реостата, амперметра, резистора, ключа и вольтметра, подключенного к батарее. Показания приборов выведены на соответствующие экраны. Составьте принципиальную электрическую схему представленной цепи и укажите, как изменятся (увеличится или уменьшится) сила тока в цепи и напряжение на батарее при перемещении движка реостата в крайнее правое положение. Ответ обоснуйте, используя законы постоянного тока.
40
0 баллов 41
Задания С2 – С6 42
Обобщенная схема оценивания заданий С2–С6 43
44 Обобщенная схема оценивания заданий С2–С6
45 Обобщенная схема оценивания заданий С2–С6
Задание С2 46
47
0 баллов В решении отсутствует более одной из исходных формул 48
49 Задание С3
50
0 баллов 51
52 Задание С4
53
0 баллов 54
55 При изучении закона Ома для полной электрической цепи ученик исследовал зависимость напряжения на полюсах источника тока от силы тока во внешней цепи (см.рисунок). Внутреннее сопротивление источника не зависит от силы тока. Сопротивление вольтметра бесконечно велико, сопротивление амперметра пренебрежимо мало. При силе тока во внешней цепи 1 А вольтметр показывал напряжение 4,4 В, а при силе тока 2 А напряжение 3,3 В. Какую силу тока покажет амперметр при показаниях вольтметра, равных 1,0 В?
56
2 балла 57
58 Реостат подключен к источнику тока с ЭДС E и внутренним сопротивлением r (см. рисунок). Зависимость I(R) силы тока в цепи от сопротивления реостата представлена на графике. Найдите сопротивление реостата, при котором мощность P тока, выделяемая на внутреннем сопротивлении источника, равна 8 Вт.
0 баллов 59
60 Задание С5
61
62 Задание С6
63
2 балла 64
Рекомендации Использовать больше заданий на построение графиков по результатам исследований (с учетом абсолютных погрешностей измерений), на определение по результатам эксперимента значения физических величин (косвенные измерения), на оценку соответствия выводов имеющимся экспериментальным данным, на объяснение результатов опытов и наблюдений на основе известных физических явлений, законов, теорий. Все это возможно только при использовании в преподавании предмета лабораторных работ исследовательского характера, при выполнении которых формируется необходимая взаимосвязь всех перечисленных выше методологических умений в целом. Использование же теоретических заданий (аналогичных применяемым в едином экзамене) не может являться инструментом для формирования таких умений. Целесообразно использовать при решении качественных задач запись последовательной цепочки промежуточных вопросов. Само же решение в этом случае представляет собой цепочку рассуждений с ответами на поставленные вопросы и указаниями на выделенные физические явления, величины и законы. Обучение решению задач не по принципу изучения как можно большего числа «типовых моделей» задач, а по принципу обучения процессу решения физических задач. Этот процесс в качестве обязательной части включает в себя анализ условия, выбор физической модели, обоснование возможности ее использования и выделение тех или иных законов или теоретических положений, которые необходимы для решения. 65
Спасибо! 66
67
68
69
70
71