Н. А. АФАНАСЬЕВА, Т. И. ПОПОВА ПАЛИТРА СТИЛЕЙ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ СТИЛИСТИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ИНОСТРАНЦЕВ Санкт-Петербург, издательство «ЗЛАТОУСТ» 2007
Методическая концепция учебного пособия по практической стилистике русского языка для иностранцев Т.И.Попова, Н.А.Афанасьева
Методическая концепция Концепция развития критического мышления. Развитие умений: ориентироваться в ситуации речевого общения, оценивать индивидуальные особенности речевого поведения собеседника, сознательно выбирать речевые средства, соответствующие социальным ролям и статусу участников общения, прогнозировать результат общения в зависимости от выбора стратегии и тактики речевого поведения.
Способы развития критического мышления (наблюдение, анализ, синтез) Сравнение ситуаций, определение социальных ролей, прогнозирование речевого поведения. Анализ фотографии, рисунка. Сравнение речевого поведения. Обобщение в виде сравнительной диаграммы. Замена речевых формул в диалоге и наблюдение за изменением характера общения. Порождение текстов с определенной коммуникативной установкой по определенной модели (речевой жанр)
Структура урока Урок строится из блоков: Теоретическая врезка – для преподавателя (система координат). Индуктивный способ подачи материала. Блоки, организованные вокруг текста или ситуации общения (наблюдение, анализ). Цель – уметь вычленять и осознавать какое-либо стилистическое явление, понимать его функцию. Дедуктивный способ подачи материала. Блоки, построенные от обобщения к конкретизации.
Форма контроля Тесты: на множественный выбор на соответствие со свободно конструируемым ответом. Определите тип диалога. 1.Жена: - Господи! Что же за холод собачий! Это все лето что ль такое будет? Жуть какая // Еще воду как назло отключили// Муж:- (сочувственно молчит) 2. (коту, который сидит на стуле)- Рыжик / ты чё мое место занял? Злодей! Уселся на стул/ и все// Вот садись вот туда вот// 3. - Ты в милиции была?- Да // Завтра паспорт будет готов// А. информативный Б. регулятивный В. фатический
Теоретическая база учебного пособия Выбор парадигмы. Функционально-стилистическая парадигма (учение о функциональных стилях М.Н.Кожиной) – учебники для иностранных студентов-филологов х гг. ХХ в. Стилистика текста ( учение о связности и цельности текста И.Р.Гальперина) – учебные пособия по реферированию научного текста 80-х гг. ХХ в. Речеповеденческая парадигма, учение о жанрах речи (работы Т.В.Шмелевой, саратовская школа жанроведения) – учебные пособия по культуре речи начала ХХI в. Социально-психолингвистическая парадигма. Типология языковых личностей. Типология речевых культур.
СМЕНА ОБЪЕКТА ИЗУЧЕНИЯ В ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ –ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ (СФЕРА ОБЩЕНИЯ) »СТРОЕНИЕ ТЕКСТА –ЖАНР РЕЧИ »ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ