Будди́зм ( санскр., пали ) «Учение Просветлённого» санскр.пали
В середина I тысячелетия до н.э. в Индии наблюдался кризис древней ведической религии, брахманизма Появление шраманов Шел бурный процесс государственного строительства, предполагавшей возвышение варны кшатриев
«Жизнь Будды» Ашвагхоши I в. н. э. Бодхисаттва (бодхи пробуждение, просветление; саттва существо) Небеса Тушита Народ шакьев Отец – Шуддходана, мать - Махамайя Астролог Ашита Чакравартин «Сиддхартха» - «Полностью Достигший Цели» Гаутама фамильное имя
Будда Дхарма (Учение) Сангха (монашеская община)
Трипи́така (санскр. ) или (пали, Типи́така) «Три корзины»санскр.пали Винайя-питака (Виная-питака) – регламентирует жизнь сангхи Сутра-питака (пали: Сутта-питака) – поучения Будды (сутры) Абхидхарма-питака (пали: Абхидхамма-питака) – философское учение «сверх Дхарма»
Четыре Благородные истины Благой Восьмеричный Путь
существует страдание; существует причина страдания желание; существует прекращение страдания нирвана; существует путь, ведущий к прекращению страдания, восьмеричный путь.
I. Этап мудрости. Правильное воззрение. Правильная решимость. II. Этап нравственности. Правильная речь. Правильное поведение. Правильный образ жизни. III. Этап сосредоточения. Правильное усердие. Правильное памятование. Правильное сосредоточение.
мир желаний (почти все живые существа: обитатели адов, голодные духи, животные, люди и большая часть богов ) мир форм (населен высшими богами, не вмешивающимися в дела мира желаний. Срок их существования чрезвычайно велик) мир не-форм (представляет собой чистые состояния сознания, здесь нет ни времени, ни пространства, ни восприятия, ни не-восприятия. Но это не нирвана, а часть сансары. В мире не- форм нельзя родиться обычному живому существу. Только йогины способны)
Тхеравада (Хинаяна) (80 г. до н.э.); архат Махаяна (1 в. до н.э.); бодхисаттва Ваджраяна (тантрический б-м)
Первая встреча Тибета с буддизмом произошла в 433 г. Царь Лхатхотхори получил в дар с небес шкатулку. Сонгцэн Гампо ( гг.), названный первым царем Дхармы и воплощением божества Авалокитешвары. Второй великий царь Дхармы Тибета – Трисонг Дэцен ( гг.) – считался воплощением бодхисатвы мудрости Манджушри. Шантаракшита. Падмасамбхава. Царь Муне. Царь Ралпачена ( гг.). Царь Лангдарма ( гг.) В 1253 г. монах Пакпа. В 15 в. основана школа гелук С середины 17 в. страной стали править духовные лидеры этой школы Далай Ламы.
Амитабха – владыка западной чистой земли, цель практикующего – переродиться в его чистой земле.
Будда Майтрейя Будда Шакьямуни
Авалокитешвара Манджушри Ваджрапани
(«Владыка, Взирающий на Мир») особый защитник земли Тибета.
«Очаровывающий Красноречием») – владыка мудрости. Почитается среди последователей махаяны.
«(Вздымающий) Важдр в Руке». Иизвестен как в мирных формах, так и гневных. Способен повергать демонов.
Ньигма «древняя школа» Сарма «новые школы» Кадам, каджу, гелук
Чань Бодхидхарма Линь-цзы Цаодун Юньмэнь Фаянь
Дзэн Проповедник Эйсай основал школу риндзай (линцзи) Догэн основал школу сото (цаодун) в 13 в.