«Чтение – вот лучшее учение...» Sagatavoja logopēde Irina Aleksandrenkova Jaunogres vidusskola
«Положи твое сердце у чтения» эту заповедь оставил потомкам египтянин Кхорди около 3500 лет до н.э.
Проблема грамотности и чтения продолжает оставаться мировой, глобальной проблемой.
В мире появилось новое понятие – «функциональная неграмотность».
Влияние функциональной неграмотности на экономику Английские социологи и экономисты выявили прямую зависимость производительности труда, а значит, и экономической мощи страны от чтения: т.е. кто меньше читает, тот хуже работает. Американский исследователь Д. Козол ещё в 1985 г., приводя цифры о функционально неграмотных американцах, подсчитал, что потери США из-за неё составили около 237 млрд. долларов.
Основные отличия человека читающего (Homo legens) от нечитающего 1) они способны мыслить в категориях проблем; более адекватно оценивать ситуацию и быстрее находить правильные решения; 2) имеют большой объем памяти и активное творческое воображение; 3) лучше владеют речью: она выразительнее, строже по мысли и богаче по запасу слов; 4) точнее формулируют и свободнее пишут; 5) легче вступают в контакты и приятны в общении; 6) обладают большей потребностью в независимости и внутренней свободе, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении.
Национальные программы в поддержку чтения
На Всероссийском конгрессе в поддержку чтения было принято обращение к гражданам России: … необходимо объединение всех сил, чтобы остановить дебилизацию детей, ибо давно известно: когда человек перестает читать, он перестает думать.
Текст и экран: проблемы восприятия информации
Чем меньше времени школьники 7 – 12 лет проводят перед телевизором (компьютером), тем лучше учатся!
Что было раньше? читать было престижно; в круге чтения преобладали книги, а не газеты, журналы; практически у всех была домашняя библиотека; прочитанные книги обсуждали с друзьями; был любимый литературный герой; читали книги разных жанров, было мало «чтива» (литературы низких художественных достоинств); положительное отношение к библиотеке.
Современный уровень чтения российских школьников По результатам международного исследования 2000 г., в котором приняли участие учащиеся из 32 стран, учащиеся России заняли 27 место. Международное исследования 2002 г. показали печальную картину – российские школьники, утратившие в последние десятилетия интерес к чтению, разучились воспринимать текст. Они оказались на самых последних местах, по сравнению с 1991 г., когда были первыми. Россию далеко обогнали Австрия, Австралия, Великобритания, Канада, Финляндия, Япония и др. Россия оказались в группе стран с уровнем показателей ниже среднего : Испанией, Польшей, Грецией, Латвией, Мексикой, Бразилией.
Исследования в Латвии свидетельствуют Только 20-30% подростков в Латвии интересует чтение книг; В международном рейтинге по результатам исследования уровня чтения у школьников Латвия занимает 32 место; Успехи в чтении значительно ниже у школьников сельских районов, у учеников 9- летних школ, у учащися двухпоточных школ.
Что дают книги ребенку? обогащают речь детей, увеличивают его словарный запас, учат думать, размышлять, воспитывают ребенка, учат добру, смелости, трудолюбию и т.д. развивают кругозор, помогают узнать много нового, помогают развивать воображение и фантазию.
"Дом, в котором нет книг, подобен телу лишенному души", - говорил Цицерон.
Задача родителей - сделать чтение потребностью, такой же насущной, как чистка зубов или умывание.
В России издана "Хрестоматия по внеклассному чтению для родителей, которые ленятся учить детей читать книги".
Васька дурак! Маша + Витя = лубофф Родители!
Аудиокниги Аудиокнига – это книга, которую не читают глазами, а слушают ушами. Для прочтения обычной книжки нужно хорошее освещение, а для того, чтобы «прочесть» аудио книгу нужен компьютер или плеер.
На компакт-диске целая библиотека, в интернете и того больше. Новую или нужную книгу можно практически мгновенно найти через интернет. Cпециальные программы для чтения: AlReader, BookReader и CoolReader 2.AlReaderBookReaderCoolReader 2 E-books: «Купи электронную книгу спаси дерево!»E-books Электронные книги
Кладет читающий ладонь на книгу - птицу, Чтоб задержать еще на миг страницу И в память ее образ занести! И.Р. Бехер