Триадология Тема лекции: Учение св. Афанасия Великого Духоборчество и полемика с ним
Арианство Александрийский пресвитер Арий (256, Ливия? – 336, Константинополь) 1. Богом в собственном смысле слова является лишь Отец: Сын отличен от Него по Своей Сущности. 2. Сын сотворен по воле Отца «из ничего». 3. Сын сотворен как высшее орудие для создания мира и как посредник в отношениях между Богом и абсолютно чуждой Ему тварью. 4. Святой Дух сотворен непосредственно Сыном и в свою очередь является для Сына инструментом в деле творения вселенной.
Св. Афанасий Великий Архиепископ Александрийский (ок ), секретарь, а затем преемник епископа Александра. Известен как один из наиболее энергичных противников арианства. К 350 году он остался единственным православным неарианским епископом в восточной половине Римской империи.
Александрийские христиане Широкие массы христиан в египетской столице так энергично поддерживали своего Предстоятеля, что имперские войска часто не могли совладать с мощными демонстрациями александрийцев, протестовавших против навязываемых им арианствующих епископов.
Египетское монашество Кроме того, св. Афанасий успешно использовал в своей борьбе наиболее своеобразный элемент египетского христианства – монашество. Уже в 338 году преподобный Антоний три дня провел в Александрии, чтобы выразить свою поддержку православному папе. В годах монахи предоставили св. Афанасию надежное укрытие, откуда тот вел дальнейшую борьбу против арианства.
Термин «единосущие» во-первых, единство нескольких участников в совместном обладании каким-либо предметом, во-вторых, может выражать и совместное участие единичных людей или вещей в некоем общем состоянии: единство убеждений, единство по крови, по национальному признаку. Термин составной его первая часть «омо», может обозначать два понятия:
Термин «единосущие» Вторая составляющая термина тоже может пониматься по- разному: в зависимости от того, какой смысл вкладывается в первую его половину. Здесь возможны три варианта. Во-первых, «усия» может обозначать некое вещество, из которого состоит определенный тип предметов. Скажем, единосущными в таком случае оказываются все серебряные или медные монеты монеты, сделанные из определенного материала. Подобное понимание единосущия мы обнаруживаем у Тертуллиана. Во-вторых, под сущностью можно понимать совокупность неких признаков по роду, по типу, по виду общих для определенного количества людей или предметов. Само понятие «человек» составляет сущность Павла, Иоанна, Тимофея. В этом смысле Павел, Иоанн и Тимофей единосущны друг другу. При таком понимании слова «сущность» («усия») термин «единосущие» («омоусиос») обозначает равенство или одинаковость по существенным свойствам, тождество качественных характеристик. Такое значение термина ближе всего к учению о Троице Святых Каппадокийцев.
Термин «единосущие» Свт. Афанасий предлагает третий вариант понимания термина «единосущие» («омоусиос»). «Сущность» («усия») может обозначать еще и вполне конкретное бытие, которое мыслится как нумерически единое. Это некая неповторимая сущность, не умножаемая, существующая только в одном экземпляре. Каждое из Лиц Пресвятой Троицы обладает абсолютно и всецело одним и тем же существующим в единственном числе бытием Божественной сущностью, которая Каждому из Них принадлежит полностью и совершенно. Каждое из Лиц обладает всей полнотой Божественной сущности, а не какой-либо ее частью или ее степенью. Обладая одной и той же сущностью, одним и тем же бытием, Лица Св. Троицы единосущны, а значит и равны по Своему Божественному достоинству.
«Омоусиос» («единосущие») и «Омиусиос» («подобосущие»). Одновременно с термином «омоусиос» («единосущие») в IV в. в христианском богословии активно используется и внешне по написанию очень сходное с ним слово «омиусиос» («подобосущие»). Согласно преданию многие арианствующие епископы на I Вселенском Соборе, будучи недовольны использованием в Никейском Символе веры термина «омоусиос» («единосущие»), подписывая соборное вероопределение, незаметно вставили в него лишнюю йоту («i»), тем самым коренным образом изменив его смысл.
Недостаточность понятия «подобосущие» Во-первых, термин «подобный по сущности» может обозначать лишь сходство некоторых признаков, в чем-то близких друг другу, а в чем-то и нет. Во-вторых, он может обозначать поверхностное сходство, только во внешних чертах. Например, братья - близнецы похожи друг на друга, но хотя они и подобны, все-таки это разные люди, отличающиеся один от другого обособленностью своего существования. Свт. Афанасий считает, что допустимо говорить о подобии только как об абсолютном подобии по природе или по сущности. Но и тогда этот термин свт. Афанасия не устраивает, ибо не выражает идеи единства Отца и Сына. Ведь Сын, по свт. Афанасию, не отделим от сущности Отца.
Положительное учение о Троице свт. Афанасия В Троице существует единое начало, единоначалие, и это начало коренится в Отце и есть Отец. Лишь Он обязан бытием Себе Самому. И Сын, и Дух получают начало от Отца, но начало бытия Сына и Духа в корне отлично от начала бытия твари. Свт. Афанасий принципиальным образом различает понятия рождения и творения, исхождения и творения. Существуют два важнейших отличия между рождением и творением.
Положительное учение о Троице свт. Афанасия Во-первых, рождение есть всегда рождение из сущности рождающего. Рождаемое единосущно родившему, в то время как творение означает или создание из ничего (как это было в случае сотворения мира), или создание из подручного материала. И в том, и в другом случае творение не единосущно творящему, оно принципиально отлично от Творца по сущности. Во-вторых, творение всегда акт воли творящего, в то время как рождение совершается по природе, и есть результат природной деятельности. Это не значит, что Бог по природе вынужден рождать, что Он против воли принуждаем к этому некоторой необходимостью. В действительности, природа Бога такова, что для Него естественно рождать Сына. Таким образом, Бог рождает Сына не по воле, а по природе, хотя и не вопреки Своей воле. Воля Божия и ее устремление совпадают с устроением Божественной природы. Решение воли самой по себе случайно. Если бы Сын Божий произошел лишь по воле Отца, а не по природе, то Его вообще могло и не быть: Бог мог захотеть Его родить, а мог и не захотеть.
Положительное учение о Троице свт. Афанасия Из понятия рождения Сына и единосущия Сына Отцу вытекает идея Его абсолютного равенства с Отцом. Ведь если Бог Отец рождает Сына из Самого Себя, то Сын имеет те же свойства, что и Отец: Он неизменяем, всемогущ, вездесущ, Он по самому определению рождения обладает теми же качествами, что и Рождающий. Значит, Он есть совершенный Бог, как и Отец. Кроме того, Сын вечен. Это обусловлено самой Божественной природой, которая неизменяема, совершенна и заключает в себе абсолютную полноту бытия. В силу этого смысле происхождение Сына не может мыслиться как некий временной процесс. Раз природа неизменяема, то и рождение тоже должно мыслиться вечным.
Положительное учение о Троице свт. Афанасия Происхождение Духа Святого обозначается, по свт. Афанасию, термином «исхождение». –И это тоже обусловлено самой Божественной природой. По словам свт. Афанасия, Дух исходит от Отца через Сына. Свт. Афанасий не обсуждает специально вопрос об отличии рождения Сына от исхождения Духа. Дух и это Афанасий утверждает очень определенно равен по Божеству Отцу и Сыну, единосущен Им. При этом пневматология свт. Афанасия порой носит архаические черты доникейского богословия. С одной стороны, он утверждает равночестность Духа Отцу и Сыну, а с другой, иногда говорит о Духе как о некоей действующей Божественной силе, как о энергии Сына. –Святой Дух находится в таком же отношении к Слову, в каком Слово находится к Отцу. Как пишет свт. Афанасий, «где свет там и сияние, а где сияние – там его действенность и светозарность благости».
Положительное учение о Троице свт. Афанасия Как Божественные Лица общаются Друг с Другом? –по свт. Афанасию, образ этого взаимообщения Лиц мыслится как Их взаимное проникновение Друг в Друга. Он пишет о том, что Отец находится в Сыне, как в Своем образе, и Сын в Духе, как в Своем, и наоборот Святой Дух пребывает в Сыне, и Сын в Отце, равно как Отец в Духе и Дух в Отце.
Духоборчество (македонианство) и полемика с ним Это движение получило свое название по имени константинопольского архиепископа Македония (+360). Духоборцы отрицали Божественное равенство Святого Духа Сыну и Отцу. Некоторые из арианствующих, вроде последователей Василия Анкирского, постепенно вплотную приблизившись к исповеданию равенства Отца и Сына, вместе с тем оказались не готовы признать равночестность Им Духа Святого. Очень сильна была еще доникейская тенденция в пневматологии, рассматривавшая Святого Духа как Лицо подчиненное и придававшая Ему скорее энергийный, чем личностный характер.
Окончательно арианство и македонианство были побеждены на II Вселенском Соборе в Константинополе в 381 г. Собор св. Ирины в Константинополе Фреска в Воскресенском соборе в Романове Борисоглебске, Ярославской губ.
Второй Вселенский Собор В то же время даже и здесь так и не прозвучало четкого наименования Святого Духа Богом, что дало повод свт. Григорию Богослову сетовать на то, что Собор не внес определения о единосущии Святого Духа в свое вероопределение. Тем не менее все формулировки Собора о Святом Духе опосредованно подтверждают учение о единосущии Духа Отцу и Сыну.