Фармрынки стран СНГ в 2010 году Основные аспекты регулирования продвижения препаратов Николай Демидов Генеральный директор «Фармэксперт»
Содержание - цифры - здравоохранение, потребление ЛС в системе государственных интересов - регулирование продвижения
Цифры
Объем фармацевтических рынков стран СНГ в ценах конечного потребителя
В России В 2010 году рост рынка был поддержан прежде всего всплеском потребления. В отличие от прошлых лет, когда драйвером роста был рост цены потребляемой упаковки +13% +10% +17% +11% -3%-3% -6% госпитальный сектор стал насыщаться инновационными продуктами определяющим для сдерживания роста стало новое (с 1го апреля 2010 г.) регулирование цен на ЖНВЛС* Currency exchange index (USD/Rubl.) – -4,4% Объем рынка в 2010: 17,7 млрд. USD + 13% Объем рынка в 2010: 17,7 млрд. USD + 13%
Здравоохранение, потребление ЛС в системе государственных интересов
Решение проблем в здравоохранении за счет систематизации стратегических целей государства Промышленная политика Концепция развития здравоохранения Лекарственное обеспечение Регуляторная политика Демографическая политика Стратегии социально-экономического развития
Средняя продолжительность жизни в СНГ и Европе Источник: Всемирная Организация Здравоохранения
Предполагаемая цель любой системы здравоохранения Устойчивый рост и сокращение разрыва между ожидаемой продолжительностью жизни и продолжительностью здоровой жизни
Healthy Life Expectancy (HALE) критерий эффективности здравоохранения Термин, активно используемый World Health Organization Определяет: ожидаемую продолжительность жизни с учетом существующего на тот момент показателя смертности, а также с учетом количества времени, которое человек проводит в нездоровом состоянии Рейтинг стран по показателю разницы между ожидаемой продолжительностью жизни и продолжительностью здоровой жизни, кол-во лет Источник: Всемирная Организация Здравоохранения
Основные факторы развития фармацевтических рынков стран СНГ в гг. Увеличение объёмов среднедушевого потребления ЛС за счёт роста благосостояния роста приоритета заботы о здоровье Появление новых государственных программ льготного лекарственного обеспечения Увеличение объёмов финансирования существующих гос. программ Внедрение GMP для всех производителей Внедрение страховых механизмов компенсации стоимости ЛС для пациентов
Регулирование продвижения ЛС в странах СНГ: основные аспекты
Реклама и продвижение Rx продукции
Страна Реклама в специализированных СМИ Законодательное регулирование* Нанесение на ТНП Российская Федерация НЕТ Казахстан НЕТ Узбекистан НЕТ Беларусь ДА *включая нормативные акты государственных ведомств
Реклама и продвижение ОТС продукции
Страна Реклама, направленная на потребителя Наличие ограничений и дополнительных требований Нанесение на ТНП Российская Федерация НЕТ Казахстан ДА (наружная реклама ограничена) Узбекистан НЕТ Беларусь ДА (реклама должна согласовываться в Минздраве) *включая нормативные акты государственных ведомств
Деятельность медицинских представителей
Регулирование деятельности медицинских представителей Страна Законодательное регулирование* Вероятность принятия ограничительных законопроектов Визит к врачу Донесение информации о препарате Российская Федерация высокая Казахстан средняя Узбекистан - Беларусь высокая *включая нормативные акты государственных ведомств
Россия: Регулирование рынка. Перспективы г. ограничение визитов к врачу запрет приглашения врачей на развлекательные мер-я и ограничения для участия в конференциях запрет стимулирования выписки ограничения стимулирования продаж в аптеке запрет распространения образцов ограничение визитов к врачу запрет приглашения врачей на развлекательные мер-я и ограничения для участия в конференциях запрет стимулирования выписки ограничения стимулирования продаж в аптеке запрет распространения образцов ограничение доступа к врачам на рабочем месте на усмотрение руководителей клиник изменение схемы визита смещение направления продвижения на непрямые каналы коммуникации – реклама в проф. прессе и пиар, интернет, спонсорство развитие новых схем организации конференций через посредников (некоммерческие организации) повышение роли локальных KOL ограничение доступа к врачам на рабочем месте на усмотрение руководителей клиник изменение схемы визита смещение направления продвижения на непрямые каналы коммуникации – реклама в проф. прессе и пиар, интернет, спонсорство развитие новых схем организации конференций через посредников (некоммерческие организации) повышение роли локальных KOL Закон «Об охране здоровья граждан» Ожидаемая дата вступления в силу: 2012 (?) Ожидаемая дата вступления в силу: 2012 (?) Дженериковые компании – как жить дальше? Инновационные компании – очевидно меньше минусов (продвижение меньше зависит от медрепов)