Реформирование бюджетного учета в Российской Федерации
Кассовый метод учета: за и против За: - контроль за ограничением денежных средств - контроль за сохранностью денежных средств - контроль за использованием денежных средств - простота учета Против: - неполный охват активов, обязательств и операций их изменяющих - невозможность измерения влияния операций государства на экономику
Направления развития бюджетного учета b Определение субъектов учета b Разработка системы финансовой отчетности b Определение объектов учета
Секторы экономики НФК - нефинансовые корпорации ФК - финансовые корпорации ДХ - домохозяйства НПО - неприбыльные организаций СГУ - сектор государственного управления
Определение институциональной единицы b Способность от своего имени владеть активами b Способность от своего имени принимать обязательства b Ответственность за собственную экономическую деятельность b Наличие полного комплекта отчетности (баланс активов, обязательств и чистой стоимости)
Сектор государственного управления
Гражданский кодекс РФ (ст. 126) b Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование: – Отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом – Не отвечают по обязательствам друг друга
Субъекты бюджетного учета b Сектор государственного управления: – В рамках частного (гражданского) права бюджетное учреждение – В рамках публичного (бюджетного) права - главный распорядитель, распорядитель и получатель бюджетных средств, финансовый орган, орган, осуществля- ющий кассовое обслуживание исполнения бюджета
Направления развития бюджетного учета b Определение субъектов учета b Разработка системы финансовой отчетности b Определение объектов учета
Бюджетное послание Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2003 году» объединение бухгалтерского учета исполнения бюджета и в бюджетных учреждениях объединение бухгалтерского учета исполнения бюджета и в бюджетных учреждениях интеграция с бюджетной классификацией интеграция с бюджетной классификацией использование метода начислений использование метода начислений
Различия между кассовым методов и методом начислений Кассовый метод Метод начислений Кассовый метод Метод начислений Доходы Расходы Источники финансирования дефицита бюджета Финансовые активы Обязатель- ства Нефинан- совые активы ОперацииОперации Доходы Расходы Финансовые активы Обязатель- ства Нефинан- совые активы Финансовые активы Обязатель- ства Нефинан- совые активы ЗапасыЗапасы
Метод начислений Кассовый метод Кассовый метод b Доходы - денежные средства, поступающие в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления b Расходы - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства Метод начислений Метод начислений b Доходы - операции, увеличивающие чистую стоимость активов b Расходы - операции, уменьшающие чистую стоимость активов
Метод начислений Результаты операций (1) Начисление налоговых доходов: увеличение чистой стоимости активов Поступление средств от продажи акций: чистая стоимость активов не меняется
Метод начислений Результаты операций (2) Начисление расходов по оплате электроэнергии: уменьшение чистой стоимости активов Строительство здания: чистая стоимость активов не меняется
Особенности отдельных объектов бюджетного учета (1) b Результат = Активы - Обязательства b Текущие доходы - увеличивают результат b Текущие расходы - уменьшают результат b Кассовые поступления и кассовые выбытия - отражают движение средств на счетах бюджетов
Особенности отдельных объектов бюджетного учета (2) Основные средства b Произведенные активы b Срок полезного использования больше 12 месяцев, независимо от стоимости Износ b < 1000 рублей - не начисляется b рублей % при выдаче в эксплуатацию b > рублей - ежемесячное начисление
Особенности отдельных объектов бюджетного учета (3) Непроизведенные активы (земля, ресурсы недр и пр.) b Не являются продуктами производства Вложения в нефинансовые активы b Калькулирование затрат на приобретение/изготовление нефинансовых активов b не является расходом
Особенности отдельных объектов бюджетного учета (4) Средства учреждения на счетах в кредитных организациях b Для учреждений вне казначейской системы b Для предпринимательской и иной приносящей доход деятельности Финансовые вложения b Акции, иные формы участия в капитале, облигации и векселя, депозиты и монетарное золото
Особенности отдельных объектов бюджетного учета (5) Расчеты с дебиторами по доходам b Применяется администраторами поступлений b Отражает начисленные суммы поступлений (налоговых, неналоговых доходов, сумм от реализации активов и т.п.)
Особенности отдельных объектов бюджетного учета (6) Счета по учету санкционирования расходов и принятых юридических обязательств b У главного распорядителя, распорядителя b У получателя b В органах, осуществляющих кассовое обслуживание соответствующего бюджета
Бюджетное послание Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2003 году» объединение бухгалтерского учета исполнения бюджета и в бюджетных учреждениях объединение бухгалтерского учета исполнения бюджета и в бюджетных учреждениях интеграция с бюджетной классификацией интеграция с бюджетной классификацией использование метода начислений использование метода начислений
Интеграция с бюджетной классификацией Структура счета Единого плана счетов структура номера счета: - структура номера счета: -объединение на базе проекта экономической классификации операций сектора государственного управления 1 - код источника 1 - код источника 2 - код раздела планов счетов 2 - код раздела планов счетов код подраздела планов счетов код подраздела планов счетов код экономической классификации операции код экономической классификации операции
Интеграция с бюджетной классификацией Дебиторская задолженность по доходам Дебиторская задолженность по налогу на прибыль Финансовые активы Запасы финансового актива (100) Потоки по увеличению финансового актива (+50) Потоки по увеличению финансового актива (+50) Финансовый результат текущей деятельности Начисленные доходы по налогу на прибыль Финансовый результат Потоки по уменьшению финансового актива (-120) Потоки по уменьшению финансового актива (-120) Результат по кассовым операциям бюджета Поступления налога на прибыль в бюджет Финансовый результат Дебиторская задолженность по доходам Дебиторская задолженность по налогу на прибыль Финансовые активы Запасы финансового актива (30)
Интеграция с бюджетной классификацией Админи стратор Доходы бюджетов, источники финансирования дефицита бюджетов Группа, подгруппа Статья, подстатья, элемент ПрограммаКОСГУ Раздел, подраздел Целевая статья, вид расходов ПрограммаКОСГУГРБС Расходы бюджетов
Бюджетное послание Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2003 году» объединение бухгалтерского учета исполнения бюджета и в бюджетных учреждениях объединение бухгалтерского учета исполнения бюджета и в бюджетных учреждениях интеграция с бюджетной классификацией интеграция с бюджетной классификацией использование метода начислений использование метода начислений
Единый план счетов бюджетного учета Инструкция по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях Единый план счетов бюджетного учета Бюджетная классификация РФ
Направления развития бюджетного учета b Определение субъектов учета b Разработка системы финансовой отчетности b Определение объектов учета
Отчетность о деятельности сектора государственного управления - Отчетность по кассовым операциям - Отчетность об исполнении бюджета - Финансовая отчетность - Бухгалтерский баланс - Отчет о финансовых результатах - Отчет о движении денежных средств
Бюджетный учет - аналитическая основа Система национальных счетов Статистика государственных финансов
Проблемы внедрения - Определение момента экономического события при начислении доходов бюджетов - Оценка объема социальных обязательств, подлежащих включению в баланс - Оценка непроизведенных активов - Оценка вложений государства в уставные капиталы, фонды - Формализация бюджетной классификации
Основные задачи внедрения плана счетов и инструкции по его применению - Вступление в силу с Первоочередные задачи в году: - Внедрение в течение 9 месяцев 2005 года - обучение персонала - техническое обеспечение - согласование с разработчиками и поставщиками программных продуктов