И.Н. Бакова, Е.В. Дебердеева, Г.Р. Зиятдинова, Г.З. Коптелова, А.М.Першин, А. А.Сергеев, А.Г. Урманчеева, А.И. Шигапова Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Система мотивации педагогов к использованию информационных ресурсов в управлении образовательным учреждением Разработчики: Руководитель: Д.А. Темников
Описание ситуации В большинстве образовательных учреждений процесс информатизации не соотносится с процессом внедрения ИКТ в управление ОУ и учебный процесс; оказывается внешним по отношению к учебному процессу и не оказывает влияния на его развитие; Низкий уровень мотивации педагогов связан с отсутствием субъектного опыта использования ИКТ и внутреннего осознания необходимости освоения и использования ИКТ в педагогической практике.
Решение: разработка и внедрение на муниципальном, региональном уровнях системы мотивации педагогов к использованию информационных ресурсов в управлении образовательным учреждением Информатизация школы – это процесс, направленный на изменение целей, содержания, методов и организационных форм работы и обеспечивающий подготовку школьников к жизни в условиях информационного общества
непонимание преимуществ современных технологий управления общеобразовательным учреждением; нежелание прилагать дополнительные усилия и затрачивать время на участие в информационных системах; слабое владение ИКТ в условиях современного материально-технического оснащения, как при полном (например, Республика Татарстан), так и недостаточном обеспечении компьютерным парком (Республика Удмуртия, Республика Марий- Эл); предвзятое отношение к влиянию техники на здоровье. Попытки создания школьных информационных систем обычно поддерживаются лишь небольшой группой энтузиастов Причины:
Цель проекта: Эффективный механизм мотивации педагогов к использованию информационных ресурсов в управлении образовательным учреждением
Ресурс Единое информационное образовательное пространство ОГРАНИЧЕНИЯ Финансы бюджет, внебюд- жетный фонд СИТУАЦИЯ И ПРОБЛЕМА ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Техническая часть программно- аппаратные и технические средства и устройства: компьютеры, мультимедийная техника, софт, сеть, сервер и т.д. Эстафетное обучение педагогов Группы по уровням владения ИКТ Личный кабинет моральные поощрения, личные страницы, новости классов, внеурочная работа Перспектива лучший опыт, гранты и премии, форумы, блоги Группа поддержки Тьюторы, действующие на основе договора, обучающие педагогов информационным технологиям и осуществляющие техническую поддержку ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ Структура проекта Средства мотивации
Модель единого информационного образовательного пространства школы ЦОР Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов образовательного учреждения Тематические и поурочные планы Учебный план Распределение педагогической нагрузки Сведения о кадрах Сведения об обучающихсяКлассный журналРасписание уроков Дневник обучающегося Электронные личные дела обучающихся Кадровое делопроизводство Школьный портал
Мотивы: Экономия времени; Качественное оформление документации; Компактность представления и хранения информации; Повышение: эффективности учебного процесса; профессиональной компетентности; престижа учителя и школы на муниципальном и региональном уровнях
Главный мотив - удобство
Электронный журнал
Электронные личные дела
Электронные дневники
Автоматизация отчетности
Современные информационные системы позволяют обеспечить сетевой доступ с авторизацией пользователя, т.е. каждый учитель входит в систему от своего имени, под своим паролем, видит только ту информацию, которая необходима ему. Локальная сеть позволяет получить доступ к информационной системе с любого компьютера школы. Защита персональных данных
мы можем воздействовать на осознание педагогом его личного участия в большой информационной системе (сл. 7).сл. 7 Убеждаем его в том, что он является центральной фигурой единого информационного образовательного пространства школы. Таким образом мы убеждаем педагогов в том, что современные информационные технологии облегчают и повышают эффективность их труда. Только после этого
Информационное пространство выйдет за рамки школы при наличии школьного портала. Школьный портал не только информирует родителей о деятельности школы, об успеваемости обучающихся, помогает формировать отчеты, создавать тесты, опросы, но и позволяет удовлетворить потребности учителей в самоутверждении и самореализации (учителя могут публиковать свои материалы, вести блоги, участвовать в работе форумов и т.д.). Самоутверждение и самореализация
Прогноз результатов: экономия времени для подготовки к урокам школа получила механизм материального и нематериального стимулирования ИКТ-компетентности педагога автоматизированная система управления школой прозрачность и открытость образовательного процесса для всех участников активность педагогов в использовании электронных ресурсов установление диалога между двумя основными ступенями социализации: семьей и школой
Локальность проекта Несоответствие технических и методических возможностей школьных и официальных порталов Возможные риски Создание межшкольного виртуального пространства Получение статуса экспериментальной площадки Выработка предложений по интеграции сервисов Пути решения
Перспективы распространения результатов проекта Локальный лучший опыт будет распространен в муниципальных и региональных учебных заведениях: Локальный лучший опыт будет распространен в муниципальных и региональных учебных заведениях: семинары директоров школ и учителей с целью широкого внедрения результатов проекта;семинары директоров школ и учителей с целью широкого внедрения результатов проекта; создание межшкольного виртуального пространства;создание межшкольного виртуального пространства; организация районных и региональных конкурсов «Электронная школа года»;организация районных и региональных конкурсов «Электронная школа года»; организация принципиально новых межшкольных сервисов в виртуальном пространстве.организация принципиально новых межшкольных сервисов в виртуальном пространстве.
Благодарим за внимание!