Реховская Ольга Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 60 Тема любви в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Підготувала Учениця 11- А класу Степанова Надія. ОНА НЕСЛА В РУКАХ ОТВРАТИТЕЛЬНЫЕ, ТРЕВОЖНЫЕ ЖЕЛТЫЕ ЦВЕТЫ. ЧЕРТ ИХ ЗНАЕТ, КАК ИХ ЗОВУТ, НО ОНИ ПЕРВЫЕ.
Advertisements

Пусть зло во все века сильней, Но доброта неистребима, Идёт безвестным пилигримом Она дорогою своей. Давно уж слуха нет о ней… И вдруг такой же, как с.
«Это была самая светлая жизнь» По роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Пухальская Л.В., учитель русского языка и литературы МОБУ «СОШ 73»г. Оренбурга Любовь в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита».
ТЕМА ЛЮБВИ В РОМАНЕ М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
Проект по Литературе Авторы: Матвеева А.А Тряпицина С.С.
М. А. Булгаков Любовь и творчество на страницах романа «Мастер и Маргарита» Костенко М.М.,учитель русского языка и литературы, I д/с.
Три мира в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Три мира в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
В греческую столицу Константинополь киевский князь Владимир отправил послов. Русские послы посетили богослужение в храме и были поражены красотой службы.
Образ Воланда « Мастер и М аргарита ». Мастер Маргарита Азазелло ВоландКот Бегемот Коровьев.
Урок - подарок для всех,кто любит математику Квадратные уравнения. Повторение Выполнила : Мельникова Ю. В., учитель математики МОУ «СОШ98 г.Омска»
Образ Мастера в романе « Мастер и Маргарита » Работу выполняли ученики 11 класса МБОУ СОШ 9 г. Амурска Сирош Павел, Крючко Вадим Учитель Плохотнюк И. В.
Подготовила учитель русского языка и литературы Иванченко Н.В.
Тема выбора и нравственной ответственности человека за свой выбор.
« Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного и важнейшего!» Путь князя Болконского.
Лободина Валентина Владимировна, учитель русского языка и литературы Базовской СОШ Ольховатского района Воронежской области Урок - концерт «Мастерство.
« Кияйская средняя общеобразовательная школа» Тема презентации: «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя мать!» Подготовила ученица 10-го класса:
М.Булгаков «Мастер и Маргарита» Тест по роману. 1.В чем своеобразие композиции романа? А) кольцевая композиция, Б) роман в романе, В) хронологический.
А.С. Пушкин «Евгений Онегин» Исследование духовного мира Татьяны Лариной «Письмо Татьяны к Онегину»
он всегда выслушает, поймёт и никогда не осудит с ним я могу быть такой, какая я есть.
Транксрипт:

Реховская Ольга Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 60 Тема любви в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Цель урока Рассмотреть концепцию любви М.А. Булгакова

Глава 19 За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык. За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!

Стилизация под немецкий роман 18 века Полет Маргариты Бал у Сатаны Переселение героев в царствие покоя Прощание с миром

Онегин и Татьяна Ленский и Ольга Наташа Ростова и Андрей Болконский Раскольников и Сонечка Мармеладова Любовные пары в произведениях русской классики

Любовные линии в романе Иуда - Низа- муж Низы Мастер и его жена Маргарита и ее муж Семплеяров и его жена Истории Лиходеева, Берлиоза и их жен Наташа – Николай Иванович ЗАЧЕМ?

Главный критерий проявления добра и зла в человеке – это способность и неспособность ЛЮБИТЬ

Чем отличаются отношения Мастера и Маргариты? Им не важна материальная сторона; Маргарита признает себя грешной: «Лгала, обманывала и жила тайной жизнью»; Честно поступает с мужем – пишет записку

Как Маргарита вошла в жизнь Мастера? Прочитайте выразительно отрывок из романа. Какова роль цветовой гаммы в данном эпизоде?

Автор: Она шла по Тверской и несла в руках отвратительные тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет… И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах! Повинуясь этому желтому знаку, я тоже свернул в переулок и пошел по ее следам… И вообразите, внезапно заговорила она. Маргарита: Нравятся ли вам мои цветы? Мастер: Нет. Маргарита: Вы вообще не любите цветов? Мастер: Нет, я люблю цветы, только не такие. Маргарита: А какие? Мастер: Я розы люблю. Автор: Тут я пожалел о том, что сказал, потому что она виновато улыбнулась и бросила свои цветы в канаву. Растерявшись немного, я все-таки поднял их и подал ей, но она, усмехнувшись, оттолкнула цветы, и я понес их в руках…

Желтый – «нехороший цвет» ЧЕРНЫЙ - ощущение тревоги, предчувствие трагизма «Любовь выскочила перед нами, как из- под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!»

«Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине?!» Мастера поразил при встрече ее взгляд: «необыкновенное, никем не виданное одиночество»

Кто же такая эта Маргарита? Она красива, умна, ей 30 лет. Замужем, но бездетна. Муж – крупный специалист, молод, красив, умен, честен. У нее прекрасный особняк в готическом стиле в одном из садов близ Арбата. Она могла купить все, что ей нравится. Никогда не прикасалась к примусу и держала прислугу. Она была окружена интересными людьми.

И.С. Тургенев «Путь к любви» «Все чувства могут привести к любви, страсти, все: ненависть, сожаление, равнодушие, страх и даже презрение. Да, все чувства... исключая одного: благодарности. Благодарность – долг: всякий человек платит свои долги, но любовь – не деньги»

Богатая, молодая, красивая, но несчастная и одинокая «с желтыми цветами в руках она вышла, чтобы он, наконец, ее нашел и что, если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь ее была пуста».

Кто послужил прототипом Маргариты Николаевны?

Как изменилась жизнь Маргариты после встречи с Мастером?

Приходила в подвальчик, надевала фартук, зажигала керосинку, готовила завтрак, перечитывала роман Мастера, подгоняла его, сулила славу. Она вдохновляла автора. Одиночество кончилось. Маргарита стала подругой Мастера

Итак, возлюбленная, по Булгакову, - это подруга.

Это подруга, ведьма, королева «Ты – женщина, ты книга между книг, Ты – свернутый, запечатленный свиток, В его строках и дум и слов избыток, В его мечтах безумен каждый стих. Ты – женщина, ты ведьмовский напиток. Он жжет огнем, едва в уста проник, Но пьющий пламя подавляет крик И славословит бешено средь пыток. Ты – женщина, и этим ты права, От века убрана короной звездной. Ты – в наших безднах образ божества...» В.Я. Брюсов.

Похудела. Побледнела. Перестала смеяться. В трудную для Мастера минуту решает уйти от мужа. Ее поведение – решимость, готовность к борьбе. Видя, как угасает Мастер, готова на гибель вместе с ним. Вывод: Маргарита – надежная подруга не только в дни вдохновенного счастья, но и в дни отверженности и болезни

На что идет Маргарита ради спасения Мастера?

Работа с текстом. Погром в квартире Латунского Задание: Найти художественные детали, отражающие психологическое состояние героини: испустила хищный задушенный вопль; рвала и мяла молотком струны; взяв в руки тяжелый молоток, громила рояль… Разрушение доставляло ей жгучее удовольствие

Анализ эпизода Маргарита на балу у Воланда Воланд не ошибся в выборе королевы: Маргарита достойна короны. (Поведение Маргариты во время бала) Если кто-нибудь не понравится … нужно полюбить его, полюбить, королева.

Что есть любовь по Булгакову? Сотрудничество Верность Самоотверженность Борьба Дружба Самопожертвование Счастье

Вопрос: Вы перечислили любовные пары из русской классической литературы. Есть ли среди них возлюбленные, имеющие сходство с Маргаритой? В русской литературе и до Булгакова существовали страницы самоотверженной верной любви. Но булгаковская пара познала все: леденящий душу страх и психиатрическую больницу, восторг полета, шабаш ведьм, бал великих грешников. Таких героев еще не знала русская литература. И фантазия автора не разрушает мысли о реальности и силе любви. Значит, автор не преувеличивал, когда обещал: За мной, мой читатель! И я покажу тебе … любовь!

Возможна ли такая любовь на земле? Автор допускает, что такая любовь невозможна на земле. Поэтому он поселяет героев в вечном доме, где красота и покой, где мелочи не опутают быт, мелкие страстишки не отравят душу, а пошлость не убьет любовь.

Настоящая Бескорыстие Жить жизнью любимого Разделить его участь во всем Верная Верить во встречу, безразлично, на каком свете это произойдет Вечная После встречи с Воландом выбор покоя

Иерархия любви в романе 1.Низшая ступень – себялюбие, Эгоизм (Иуда, руководство МАССОЛИТА, Семплеяров) – стремление к выгоде 2.Проблески любви – «иногда милосердие стучится в их сердца», (но в основном женские) – милосердие к Бенгальскому 3.Высокая способность - «настоящая, верная, вечная любовь» Мастера и Маргариты 4.Высшее проявление любви – любовь и вера в человечество (Иешуа верит в природное добро каждого человека).

Домашнее задание: Что есть любовь по М. Булгакову? Что необходимо, по-вашему, для земной любви?