3 декабря 1892 года перестало биться сердце одного из ярких поэтов XIX века Афанасия Афанасьевича Фета ( Шеншина ). С ним, по сути, была связана целая эпоха в поэзии России. Мало кто знает, что Фет издал первую книгу в один год с Лермонтовым, а последние его стихи написаны за несколько лет до дебюта первых русских символистов. Итак, смерть Фета наступила 3 декабря, а уже на следующий день по Москве поползли чудовищные слухи. Причем, самые устойчивые из них были, как всегда, очень негативными, мол, Афанасию Афанасьевичу все - таки удалось наложить на себя руки. А вот каким образом он это сделал, каждый рассказывал по - своему. Рассмотрим и мы несколько версий.
Незадолго до трагической развязки поэт заболел двухсторонним воспалением легких. Прибывший доктор выписал больному кучу лекарств, а, уходя, особо подчеркнул : во время приема медикаментов – никакого спиртного. Особенно губительно шампанское – так как его пузырьки, содержащие углекислый газ, очень угнетают именно дыхательную систему, легкие могут просто отключиться и вполне вероятна смерть от удушья.
Внял ли этому совету Фет ? Отнюдь. Напротив, именно 3 декабря ему очень остро захотелось выпить именно шампанского. Более того, запасливый Фет припрятал бутылочку у изголовья постели, на которой лежал. Далее он с помощью какого - то предлога отослал жену в кухню, а сам аккуратно открыл бутылочку ( без хлопка ) и приложился к ней, даже не налив шампанское в бокал. Он успел сделать несколько глотков, как вернулась жена. Она вскрикнула, отчего у него что - то « замкнуло » в организме. Бутылка выкатилась из рук. Он был мертв …
Фет хотел выпить шампанского, но у него его не оказалось под рукой. Оставалось обратиться за помощью к жене. Его многолетняя спутница, Мария Петровна, с которой поэт в общей сложности прожил около 35 лет, ужаснулась перспективе потерять мужа из - за глотка шампанского. Она была категорически против того, чтобы муж шел на поводу своих желаний. Тогда он отправил супругу к доктору с просьбой, чтобы она все - таки уговорила эскулапа разрешить больному глоточек.
Третья версия. Смерть от кухонного ножа. Итак, исходные данные те же : хочется выпить бокал шампанского, жена отсылается к доктору, стилет не помог ( его отобрала у ослабевшего поэта служанка ). Остается один выход – сбегать на кухню, взять нож и закончить самосуд над собой. Но для того, чтобы этот план осуществился нужно куда - то услать служанку. Повод нашелся быстро – поэту понадобилась бумага и чернила, которые оказались в другой комнате, якобы для того, чтобы написать завещание из - за надвигающейся тошноты …
По этой версии события развивались следующим образом. Фет все - таки выпил шампанское, которое его не убило. Он пытался ударить себя стилетом в висок, но секретарь вырвала стилет, поранившись о его острые края. Она ушла не за бумагами, а для того, чтобы накапать Афанасию Афанасьевичу успокоительного. И тут он, как раненый зверь, рванул в кухню за ножами. И тут случилось непредвиденное.
Старик одной рукой схватился за дверцу кухонного ящика, а другой потянулся к ножу, но так и не сумел его взять. Секретарь застала Фета лежащим на полу ( по другой версии, он сидел на стуле ). Наклонившись к нему, она с трудом разобрала в его бессвязном шепоте только одно слово « Добровольно …». Сказав это, поэт потерял сознание и через несколько минут умер. Что это было : разрыв сердца ?
Согласно медицинскому заключению, смерть Фета произошла от « грудной болезни », осложненной бронхитом ». С годами Фета начали донимать болезни. Участились приступы удушья и загрудинные боли. Ни шампанское, ни стилет, ни кухонный нож здесь абсолютно не причем.
Как оно было на самом деле ? Можно ли сейчас подлинно установить, что же произошло 3 декабря 1892 года ? Судя по всему, самоубийства все - таки не было или оно было умело скрыто. Дело в том, что через три дня после смерти поэта священнослужители провели обряд отпевания. Отпевали в университетской церкви. Потом гроб с телом Фета отвезли в село Клейменово Мценского уезда Орловской губернии, родовое имение Шеншиных. Там поэта и похоронили. Если бы было зафиксировано самоубийство, отпевания, естественно, не было бы …
И, НАКОНЕЦ, ПОСЛЕДНИЙ ВОПРОС : А ПОЧЕМУ ВООБЩЕ НАЧАЛИ ГУЛЯТЬ ЭТИ ВЕРСИИ ? РАЗВЕ ДАВАЛ ПОВОДЫ ФЕТ ПРИ ЖИЗНИ ДОПУСТИТЬ САМУ МЫСЛЬ О ТОМ, ЧТО ОН МОЖЕТ ПОКОНЧИТЬ ЖИЗНЬ САМОУБИЙСТВОМ ? К СОЖАЛЕНИЮ, ДА. И ПРИЧИН ДЛЯ ЭТОГО БЫЛО НЕСКОЛЬКО. ВО - ПЕРВЫХ, ЕГО МАТЬ, НЕМКА ШАРЛОТТА БЕККЕР ( В ЗАМУЖЕСТВЕ ФЕТ ) СБЕЖАВШАЯ ОТ СВОЕГО МУЖА ИОГАННА - ПЕТЕРА К РУССКОМУ ПОМЕЩИКУ ШЕНШИНУ, В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ СТРАДАЛА ПРИСТУПАМИ БЕЗУМИЯ И ОКОНЧИЛА ЖИЗНЬ В ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ. ВО - ВТОРЫХ, СЕСТРА ФЕТА НАДЕЖДА ПЕРЕНЕСЛА ТРИ КАКИХ - ТО « ПРИСТУПА ». ПОСЛЕ ЧЕГО У НЕЁ НАСТУПИЛО « НЕИЗЛЕЧИМОЕ БЕЗУМИЕ ». ТУРГЕНЕВ В ПИСЬМЕ К ПОЭТУ ЯКОВУ ПОЛОНСКОМУ УПОМИНАЕТ « О ДВУХ СУМАСШЕДШИХ БРАТЬЯХ ФЕТА ». ДА И САМ ПОЭТ, ЯКОБЫ, ВСЮ ЖИЗНЬ ЖИЛ ПОД ГНЕТОМ ТОГО, ЧТО ИЗ - ЗА НЕГО ПОКОНЧИЛА САМОУБИЙСТВОМ ДЕВУШКА, КОТОРАЯ ЕГО БЕЗУМНО ЛЮБИЛА, НО НА КОТОРОЙ ОН ТАК И НЕ ЖЕНИЛСЯ В ПОГОНЕ ЗА ЗВАНИЯМИ И КАРЬЕРОЙ. А К КОНЦУ ЖИЗНИ ЕГО СОВЕСТЬ, ЯКОБЫ, И ЗАМУЧИЛА ДО ТОГО, ЧТО И У НЕГО СЛУЧИЛИСЬ « ПРИСТУПЫ ».