Предпосылки внедрения инноваций в сфере водоочистки Довлатова Елена Владимировна Исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения
Состояние отрасли водоснабжения и водоотведения РФ РФ- обладатель самых больших водных ресурсов в Евразии РФ муниципальных образований и 50% из них имеют перебои с водоснабжением Только 71% проб воды соответствует гигиеническим нормам Износ трубопроводов по отдельным МО достигает 60% Износ оборудования насосных станций – 55% 25% предприятий ВКХ управляются частными операторами 10% приватизированы (из доклада Министра регионального развития В.Ф.Басаргина)
Состояние отрасли водоснабжения и водоотведения РФ (продолжение) На реконструкцию объектов водоснабжения и водоотведения требуется свыше 2,5 трлн. руб., На восстановление ветхих водопроводных объектов до нормативного уровня к 2015 г. – около 300 млрд. руб. ежегодно. (Председатель Комитета Государственной Думы по строительству и земельным отношениям М.Л. Шаккум) При разработке концепции программы «Чистая вода» на восстановление системы ВКХ России планировались затраты в сумме 15 трлн. рублей.
Водная стратегия 2020 Внебюджетные фонды - 66,9 млрд. руб. 10,02% Финансирование общее – 662,4 млрд. руб. 100% Федеральное – 480,9 млрд. руб. 72,5% Субъекты и местные бюджеты – 114,6 млрд. руб. 17,3%
Стратегия предусматривает финансирование следующих мероприятий: Гарантированное обеспечение водными ресурсами населения и отраслей экономики -168,8 млрд. руб. в. т. ч Федеральное - 122,6 млрд.руб. Региональное и муниципальное - 29,3 млрд.руб. Внебюджетное - 16,9 млрд.руб. Охрана и восстановление водных объектов - 170,60 млрд. руб. Обеспечение защищенности от негативного воздействия вод - 299,0 млрд. руб. Мероприятия общесистемного характера (развитие системы государственного мониторинга водных объектов, информационное обеспечение принятия решений, НИОКР, развитие системы подготовки кадров) - 24 млрд. руб.
Существующие барьеры для привлечения инвестиций Неразвитость арендных и концессионных механизмов сфере ВКХ; Раздробленность системы централизованного водоснабжения по муниципальным образованиям; Недостатки тарифного регулирования, в том числе отсутствие ответственности органов государственной и муниципальной власти за наступление негативных последствий в случае установления тарифа недостаточного для реализации предприятием производственной и инвестиционной программ Отсутствие критериев оценки эффективности деятельности предприятий ВКХ и механизмов контроля взятых обязательств по модернизации; Неразвитость системы технического регулирования как системного механизма стимулирования инноваций;
Механизмы стимулирования внедрения инноваций в сфере водоочистки «КНУТ»«ПРЯНИК» Переход на коэффициент 25 в отношении платы за загрязнение ОС с 2012 года Переход на коэффициент 5 в отношении всего объема сбросов сверх НДС на срок до 2012 года Отказ от предоставления лимитов на период реализации проектов по внедрению НДТ Переход к технологическому нормированию на основе НДТ Ужесточение административной ответственности Плата за сбросы/выбросы в пределах технологических нормативов с коэффициентом 0.5 Возможность использования до 70% платы за негативное воздействие на ОС для реализации программ по сокращению сбросов/выбросов
Правовое обеспечение внедрения инноваций в сфере водоочистки Определение критериев эффективности инновационной деятельности на государственном уровне Создание правовых предпосылок к преодолению раздробленности систем централизованного водоснабжения посредством передачи полномочий по обеспечению населения услугами водоснабжения на уровень субъекта РФ Создание нормативно-правовой базы: стимулирующей приток инвестиций в инновационную деятельность в сфере водоочистки; обеспечивающей реализацию закона об энергосбережении и повышении энергетической эффективности 261-ФЗ (с учетом разработки моделей финансирования); направленный на обеспечение качества питьевой воды и стоков (техрегламенты) При формировании законодательной базы в сфере науки, технологий и техники максимально использовать накопленный мировой опыт (раздельное регулирование промышленных и коммунальных предприятий)
Основания для раздельного регулирования сбросов промышленных и коммунальных предприятий Предприятия ВКХПромышленные предприятия Не образуют, а осуществляют очистку поступающих к ним загрязнений. Подавляющая часть загрязнений поступает от жителей Являются загрязнителями сточных вод Загрязнение является результатом производства коммерческой продукции Не могут влиять на состав и количество очищаемых сточных вод Могут эффективно воздействовать на количество и состав отходов путем использования НДТ в основном производстве Общность состава коммунальных сточных вод Возможность использования ограниченного набора технологических процессов Множественность технологий промышленного производства и состава промышленных сбросов. Огромный выбор решений по сокращению воздействия на окружающую среду Жесткое тарифное регулирование предприятий Рыночные механизмы формирования стоимости продукции