Компетентностный подход в подготовке и повышении квалификации педагогов Кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и психологии О.П. Нагель
Основные векторы образования обучаемость, самоопределение, самоактуализация, социализация, индивидуальность, конкурентосособность, адаптированность, профессионализм профессиональная карьера
Компетентностный подход в профессиональном образовании (Байденко В.И., Болотов В.А, Зимняя И.А., Сериков В.В., Шадриков В.Д. и др.) является попыткой привести в соответствие цели образования и потребности рынка труда, ориентируется на заказ со стороны работодателей - тех, кому нужен компетентный специалист.
А В Хуторский выделяет семь общеобразовательных ключевых компетенций: ценностно-смысловую, общекультурную, учебно- познавательную, информационную, коммуникативную, социально-трудовую и компетенцию личностного самосовершенствования.
Можно полагать, что разрабатываемая в мире и с 90-х годов в России концепция компетентностного подхода в образовании и направлена на формирование человека, который сможет, характеризуясь социально и личностно позитивной ценностно- смысловой мировоззренческой основной, в то же время адаптироваться к жизненным ситуациям.
Компетен ция – «включает совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов» ПОТЕНЦИАЛЬНОЕ Компетент ность «владение, обладание соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» АКТУАЛЬНОЕ
Компетен ции внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в Компетентностях
Компетентности дифференцируются уровням содержания образования: ключевые (реализуемые на метапредметном, общем для всех предметов содержании); общепредметные (реализуемые на содержании, интегративном для совокупности предметов, образовательной области); предметные (формируемые в рамках отдельных предметов).
ключевые (базовые) компетентности (кey сompetencies ) многофункциональность (способность решать проблемные ситуации в повседневной, профессиональной и социальной сферах); надпредметность и междисциплинарность, (выражающияся в опоре на определенный уровень интеллектуального развития); многомерность (совокупность личностных, интеллектуальных, коммуникативных качеств).
Уровневая идеализированная модель социально-профессиональной компетентности 1. Базовый (интеллектуально обеспечивающий) 2. Личностный 3. Социальный 4. Профессиональный
Формы «групповая работа», «совместная учебная деятельность», «совместно- распределенная учебная деятельность», «коллективно- распределенная учебная деятельность», «учебное сотрудничество», «корпоративное обучение» и др
Дискуссия анализ ситуаций, ролевое моделирование, проективное рисование, деловая игра, урок-тренинг, семинар- тренинг