Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках истории. МБОУ СОШ 1 (с углубленным изучением отдельных предметов) города Моршанска Тамбовской области. Выполнил учитель истории Рязанов О.Г.
Заболеваемость среди школьников - важнейшая проблема общества. Каждый четвертый ребенок – болезни желудка, Каждый пятый – заболевания сердечно – сосудистой системы. Около 60% старшеклассников нездоровы. Более 40% юношей призывного возраста не соответствуют требованиям армии.
«Здоровьесберегающий урок должен: воспитывать, стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку ».
Здоровьесберегающий урок. это урок истории и обществознания, на протяжении которого учитель в должен обеспечить доброжелательную, творческую атмосферу, высокую работоспособность учащихся, профилактику раннего и выраженного утомления, поддержание внимания и интереса у учеников. Науки - это интересно!
Аспекты урока с позиций здоровьесбережения.
Основой здоровьесберегающей технологии является соблюдение следующих принципов:
элементы индивидуализации обучения наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников интерес к учебе, желание идти в школу наличие физкультминуток учет возрастно-половых особенностей; учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения; использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.
Психологический климат Формирование психического здоровья на исторических уроках очень важно. Все это достигается путем совокупности следующих компонентов: смена деятельности на уроке, эмоциональность, заинтересованность обучающихся, внутреннее спокойствие учеников, их стремление к познанию.
Оптимальная плотность урока предусматривает количество видов учебной деятельности и их смена; длительность и чередование; отвлечения от учебной работы. Работа с исторической картой делает урок более интересным.
Рекомендации считается гигиенически рациональным использование 4-7 видов учебной деятельности, нерациональным – 1-2; смена различных видов должна проводиться через каждые 7-10 минут (нерациональная смена через минут, когда у ребенка уже появляются признаки утомления).
Применение игровых технологий на уроках истории К здоровьесберегающим образовательным технологиям можно отнести применение такого вида деятельности, как игра. Обучающийся получает удовольствие не только от позитивного результата учебы, но и от самого процесса.
Эффективным игровым приемом, не сложным для учащихся, является прием «Оживи картину». Учащиеся с удовольствием делают пантомимы типичных персонажей эпох, которые изображены на картинах. Урок должен быть интересным.
Используются приемы, которые могут быть использованы в ходе ролевой игры: Персонификация – реально существовавшее лицо участвует в игре как помощник учителя, консультант, член жюри и др. Путешествие – проверка картографических навыков. Урок «Ярмарка в Шампани». Торговцы из разных стран показывают на карте свой путь в Шампань, рассказывают о дорожных приключениях и опасностях.
Использование компьютерных технологий на уроках истории. Использование авторских презентаций и учебных дисков на уроке позволяет приобщить детей к сокровищам не только российской, но и мировой культуры.
Оздоровительные моменты на уроке физкультминутки; динамические паузы; минутки релаксации; дыхательная гимнастика; гимнастика для глаз; массаж активных точек;
Цель оздоровительных моментов отдых центральной нервной системы; профилактика утомления; профилактика нарушений осанки; профилактика ухудшения зрения.
Наличие эмоциональных разрядок В течение урока рационально использовать 2-3 разрядки необходимы для снятия умственного напряжения, утомления. На уроке по истории Древнего Египта обучающиеся показывают иероглиф символизирующий фараона.
На уроках истории эффективно могут проводится физкультминутки. Профилактика ухудшения зрения
Таким образом, можно сделать вывод, что здоровьесберегающий компонент на уроках истории необходим в современной школе с компетентностным подходом в обучении и гуманизацией образовательного процесса в условиях модернизации. А от фантазии самого учителя зависит, как сделать этот процесс на уроке не только полезным, но и занимательным.