Проблема формирования навыков функционального чтения Конференция «Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности»
Факт обозначения проблемы – это уже есть начальный этап ее решения.
функциональная грамотность традиционная грамотность функциональное чтение
А.А.Леонтьев « Способность человека свободно использовать навыки техники чтения для извлечения информации из реального текста» ЮНЕСКО «Человек, неспособный к восприятию несложного текста, имеющего отношение к повседневной жизни, является функционально неграмотным» Что такое фунциональная грамотность?
функциональная грамотность – ситуативная характеристика традиционная грамотность – устойчивое свойство личности
Затруднения учеников при выполнении заданий по чтению целенаправленный поиск информации определение значения слова чтение диаграмм, схем, текстов аргументация своей точки зрения выделение ключевых слов выбор способа решения поставленной задачи перенос знаний и умений из одной области в др. актуализацией знаний
Что препятствует формированию навыков функционального чтения в школе? Социально-экономический фактор оказывает влияние на учебный процесс в целом.
Система образования не успевает приспосабливаться к изменениям в обществе Развитие новых ИТ электронная книга, аудиокнига, социальные сети, электронные библиотеки... Повышение значимости чтения Расширение понятия грамотности
Человек в мире текстов
Школа не уделяет достаточного внимания формированию умений критически оценивать и отбирать нужную информацию решать проблемы думать над поставленной задачей адекватно воспринимать жизненно важные сведения.
Учебник усиливает мотивацию чтения info … …
Учитель престиж? средний возраст 50 нет молодых учителей нет нужной литературы загруженность
Традиционных методов для обучения качественному чтению недостаточно.
Ответственность за формирование читателя Бессмысленно говорить, что мы учим читать, потому что на самом деле мы должны учить понимать текст, а обучение чтению, как мы обычно его трактуем, это только одно звено, только необходимое условие обучения процессу понимания. (А.А.Леонтьев)
Как научить понимать текст? Зачем читать? Что читать? (знание об информационных ресурсах и навыков эффективного поиска) Как читать? Виды чтения: аналитическое изучающее ознакомительное просмотровое поисковое
Развитие различных видов чтения приучит ребенка не механически извлекать информацию ради самой информации, а целенаправленно ее отбирать, перерабатывать и применять полученные знания.
Формирование навыков функционального чтения учитель начальной школы учитель русского языка и литературы учителя истории географии математики физики химии биологии
Учебники переход на новые учебники Эффект контраста Оправданные и неоправданные ожидания Перспектива перехода на электронные учебники
Проблема учебников перегруженность /сложность изложения нет четкой системы работы с ключевыми словами\понятиями, определениями, источниками отсутствие ориентированности на иерархическую закономерность процесса усвоения знаний отсутствие заданий, направленных на работу с электронными и аудиотекстами
Формальность процедуры экспертизы и апробации учебной литературы в условиях свободного рынка.
Проблема учебных текстов часто неинтересны и непонятны учащимся не содержат информации, представленной в графиках, таблицах, кластерах, схемах неоправданно большие по объему мало информации, актуальной для учеников подбираются без учета гендерных особенностей уч. редко дают уч. возможность использовать приобретенные знания в повседневной жизни
Спасибо за внимание. Вопросы?