( разработаны Российской академией образования по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации )
в соответствии с Федеральным законом 309- ФЗ от 5 декабря 2007 года « В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего ( полного ) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию ».
система нормативов и регламентов, необходимых для обеспечения реализации основных общеобразовательных программ и достижения планируемых результатов общего образования : укомплектованность кадрами, соответствующими профилю преподаваемой дисциплины и необходимой квалификации, способными к инновационной профессиональной деятельности, обладающими необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному образованию.
описание совокупности компетентностей выпускника образовательного учреждения, определяемых личностными, общественными и государственными потребностями к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Требования являются инвариантными и обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации. Они могут быть дополнены требованиями субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений, учителей в целях более полного отражения потребностей региона, специфики образовательной программы образовательного учреждения, специфики контингента обучающихся. Требования задают критерии оценки личностных, предметных и предметных результатов на каждой ступени школьного образования, характеризуют планируемые результаты, возможность достижения которых должна быть гарантирована всеми учреждениями, реализующими программы основного общего образования, независимо от их вида, местонахождения и организационно - правовой формы, являются составной частью примерных учебных программ по предметам, программ развития универсальных учебных действий учащихся, программ воспитания и социализации учащихся.
система норм, регламентирующих содержание и организацию образовательного процесса, обеспечивающего достижение планируемых результатов общего образования. Основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего ( полного ) общего образования направлены на решение задач формирования общей культуры, адаптации личности к жизни в глобальном обществе, на создание основы для саморазвития и самосовершенствования обучающихся, осознанного выбора направлений продолжения образования и профессиональной деятельности
интегральное описание совокупности кадровых, финансовых, материально - технических, гигиенических и др. сфер ресурсного обеспечения общего образования, необходимых для реализации основных образовательных программ.
комплексная характеристика, отражающая диапазон и уровень образовательных услуг, предоставляемых населению ( различного возраста, пола, физического и психического состояния ) системой начального, общего, профессионального и дополнительного образования в соответствии с интересами личности, общества и государства. Качественное образование должно давать возможность каждому индивиду продолжить образование в соответствии с его интересами.
умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности. Различают образовательную, общекультурную, социально - трудовую, информационную, коммуникативную компетенции в сфере личностного самоопределения и др.
показатели и признаки, на основании которых оценивается качество общего образования : адекватность отражения потребности личности, общества и государства в общем образовании в основополагающей системе требований стандарта ; условия реализации общеобразовательных программ начального, основного ( неполного среднего ) и среднего ( полного ) общего образования и их соответствие требованиям стандарта ; ресурсное обеспечение образовательного процесса ( в том числе его кадровое обеспечение ) и их соответствие требованиям стандарта ; реализуемые в образовательном процессе и достигаемые учащимися результаты освоения основных общеобразовательных программ и их соответствие планируемым результатам как на уровне требований стандарта, так и на уровне его ресурсного обеспечения.
программа, призванная регулировать различные аспекты освоения метапредметных умений, т. е. способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Содержит описание ценностных ориентиров на каждой ступени образования ; описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования ; описание связи универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов ; характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.
ценностные ориентации выпускника, отражающие его индивидуально - личностные позиции ( религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.); характеристика социальных чувств ( патриотизм, толерантность, гуманизм и др.); индивидуальные психологические характеристики личности.
способность к решению учебно - практических задач на основании : системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах ; умений учебно - познавательной, исследовательской, практической деятельности ; обобщенных способов деятельности ; коммуникативных и информационных умений ; умения оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций