НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ И РЕГИСТРАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНЖЕНЕРОВ Томск, 2013 г. А.И. Чучалин, ответственный секретарь Российского мониторингового.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О РАЗВИТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АККРЕДИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА KazSEE ПО МЕЖДУНАРОДНОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИЙ Мутанов Г.
Advertisements

О формировании нормативно- правовой основы регулирования инженерной профессии в России Москва Научно-практическая конференция «Международные стандарты,
Опыт работы по подготовке основных образовательных программ к общественно- профессиональной аккредитации Капралова Людмила Васильевна, начальник отдела.
Стриханов М.Н. 15 июня 2012г. О вхождении ассоциации вузов «Консорциум опорных вузов Госкорпорации «Росатом» в состав некоммерческого партнерства «Национальный.
Мероприятия Разработка модели измерительных средств для оценки и сертификации квалификаций; Формирование измерительных материалов; Подбор экспертов по.
1 Проект ID «Академия фармацевтической и биотехнологической промышленности» Проект соответствует качественным и количественным критериям отбора.
1 Разработка национальной системы квалификаций в России Национальное агентство развития квалификаций Лейбович Александр Наумович,
О.В. Боев, АИОР, Координатор проекта Основные результаты проекта PRO-EAST (PROmotion and Implementation of the Eur-Ace STandards in Russia.
РОЛЬ УЧЕБНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УМК В ВОЛГГМУ Начальник учебного управления ВолГМУ Кагитина И.В.
Образовательный стандарт вуза на основе ФГОС и международных требований к качеству уровневой подготовки выпускников инженерных программ Чучалин А.И., проректор.
Реформирование профессиональной подготовки молодых инженеров и экономистов для промышленного комплекса России Направление «Молодые профессионалы»
Обзор региональных нормативных документов, регламентирующих процедуру сертификации квалификаций Заместитель начальника отдела профессионально общественной.
Современные подходы к оценке качества профессионального образования : позиция работодателей Национальное агентство развития квалификаций
Тольяттинский государственный университет Ельцов В.В. Совместная образовательная программа. Этапы в организации и проведении работ по проектированию образовательных.
Н.М. Розина Министерство образования и науки Российской Федерации О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов и поэтапном.
Разработка моделей профессионально- общественной аккредитации Ассоциация ведущих вузов в области экономики и менеджмента (АВВЭМ) С.Ю.Рощин,
О международной профессионально- общественной аккредитации образовательных программ подготовки магистров.
А.И. Чучалин Председатель Аккредитационного Совета Ассоциация инженерного образования России Ассоциация инженерного образования России РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ.
Практика применения модели взаимодействия государственной и корпоративной сетей подготовки рабочих кадров в Ярославской области В.Ю. Выборнов, заместитель.
НОУ ВПО «Международный юридический институт» Проект Ф-146 «Реализация комплекса мероприятий по созданию сети сертификационных центров оценки профессиональной.
Транксрипт:

НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ И РЕГИСТРАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНЖЕНЕРОВ Томск, 2013 г. А.И. Чучалин, ответственный секретарь Российского мониторингового комитета профессиональных инженеров, председатель Аккредитационного совета АИОР, проректор ТПУ

2 Сертификация за рубежом В развитых странах (США, Великобритания, Канада, Япония и др.) существует двухступенчатая система гарантий качества подготовки специалистов в области техники и технологий – профессиональных инженеров. Первая ступень – общественно- профессиональная аккредитация инженерных образовательных программ в университетах: ABET (США), ECUK (Великобритания), CEAB (Канада), JABEE (Япония) и др. Первая ступень – общественно- профессиональная аккредитация инженерных образовательных программ в университетах: ABET (США), ECUK (Великобритания), CEAB (Канада), JABEE (Япония) и др. Вторая ступень – сертификация и регистрация профессиональных инженеров: NCEES (США), ECUK (Великобритании), Engineers Canada (Канада), IPEJ (Япония) и др. Вторая ступень – сертификация и регистрация профессиональных инженеров: NCEES (США), ECUK (Великобритании), Engineers Canada (Канада), IPEJ (Япония) и др.

Национальными профессиональными организациями созданы международные структуры (FEANI, APEC Engineer Register, IPEA/EMF), формирующие согласованные критерии сертификации профессиональных инженеров, а также международные структуры (ENAEE, Washington Accord), разрабатывающие критерии качества инженерного образования и аккредитации программ в вузах. Национальными профессиональными организациями созданы международные структуры (FEANI, APEC Engineer Register, IPEA/EMF), формирующие согласованные критерии сертификации профессиональных инженеров, а также международные структуры (ENAEE, Washington Accord), разрабатывающие критерии качества инженерного образования и аккредитации программ в вузах. Международная сертификация

4 Задел в России В результате инициативной деятельности АИОР и РосСНИО при поддержке Минобрнауки РФ, Рособрнадзора, ТПП, РАН, АИН, АТУ, ГД РФ, АСИ и др. в гг. сформирован значительный задел для создания в России Национальной системы сертификации и регистрации профессиональных инженеров, интегрированной в соответствующие международные структуры. деятельности АИОР и РосСНИО при поддержке Минобрнауки РФ, Рособрнадзора, ТПП, РАН, АИН, АТУ, ГД РФ, АСИ и др. в гг. сформирован значительный задел для создания в России Национальной системы сертификации и регистрации профессиональных инженеров, интегрированной в соответствующие международные структуры.

5 Аккредитация образовательных программ С 2003 г. АИОР проводит общественно- профессиональную аккредитацию вузовских образовательных программ в области техники и технологий по критериям, согласованным с критериями международных организаций. С 2006 г. АИОР является членом Европейской сети по аккредитации инженерного образования (ENAEE) и авторизована присуждать EUR-ACE Label. С 2006 г. АИОР является членом Европейской сети по аккредитации инженерного образования (ENAEE) и авторизована присуждать EUR-ACE Label. C 2012 г. АИОР является членом авторитетной международной организации Washington Accord. C 2012 г. АИОР является членом авторитетной международной организации Washington Accord. АИОР аккредитовано свыше 200 программ в вузах России и Казахстана. АИОР аккредитовано свыше 200 программ в вузах России и Казахстана.

Сертификация инженеров РосСНИО представляет Россию в WFEO и с 2008 г. в FEANI. В 2009 г. создан Российский мониторинговый комитет FEANI, авторизованный присваивать звание «Европейский инженер» (EurIng) с регистрацией в FEANI Register. 6 С 2010 г. АИОР представляет Россию в Международном регистре инженеров стран АТЭС (APEC Engineer Register). В 2010 г. создан Российский мониторинговый комитет инженеров APEC для присвоения звания «Инженер АТЭС» с регистрацией в APEC Engineer Register. В 2010 г. создан Российский мониторинговый комитет инженеров APEC для присвоения звания «Инженер АТЭС» с регистрацией в APEC Engineer Register.

7 Сертификация инженеров В 2010 г. в ТПУ при поддержке РосСНИО и АИОР создан «Центр международной сертификации технического образования и инженерных квалификаций». Разработана нормативная база для сертификации и регистрации инженеров в APEC Engineer Register. В 2010 – 2012 гг. в «пилотном режиме» принято более 200 заявок от претендентов, в том числе от 9 корпоративных заказчиков – предприятий и организаций России и Казахстана. В 2010 – 2012 гг. в «пилотном режиме» принято более 200 заявок от претендентов, в том числе от 9 корпоративных заказчиков – предприятий и организаций России и Казахстана. Сертифицировано 68 инженеров. Сертифицировано 68 инженеров.

Предприятия, участвовавшие в «пилотировании» 8 ОАО «Томский электромеханический завод им. В.В. Вахрушева», ОАО «Томский электромеханический завод им. В.В. Вахрушева», ОАО «Сибэлектромотор», ОАО «Сибэлектромотор», ОАО «ТГК-11», ОАО «ТГК-11», ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва», ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва», ТОО «Ремком», ТОО «Ремком», «Маерск Ойл Казахстан ГмбХ», «Маерск Ойл Казахстан ГмбХ», ООО "НК "Роснефть" - НТЦ, ООО "НК "Роснефть" - НТЦ, ОАО Сибирский Химический Комбинат, ОАО Сибирский Химический Комбинат, ЗАО «РУСБУРМАШ», ЗАО «РУСБУРМАШ», ООО «Газпром трансгаз Томск», ООО «Газпром трансгаз Томск», ФГУП «Горно-химический комбинат», ФГУП «Горно-химический комбинат», ОАО «Восточно-Сибирская нефтегазовая компания», ОАО «Восточно-Сибирская нефтегазовая компания», ОАО ПО ЭХЗ г. Зеленогорск. ОАО ПО ЭХЗ г. Зеленогорск.

Результаты сертификации 9 Аэрокосмическая техника – 17 чел., Химические технологии – 11 чел., Химические технологии – 11 чел., Электроника, электротехника и электроэнергетика – 12 чел., Электроника, электротехника и электроэнергетика – 12 чел., Машиностроение – 10 чел., Машиностроение – 10 чел., Гражданское строительство – 2 чел. Гражданское строительство – 2 чел. Горное дело – 9 чел., Горное дело – 9 чел., Геотехнологии – 2 чел., Геотехнологии – 2 чел., Информатика и вычислительная техника – 2 чел., Информатика и вычислительная техника – 2 чел., Нефтегазовое дело – 3 чел. Нефтегазовое дело – 3 чел. В APEC Engineer Register зарегистрированы 68 инженеров, работающих в различных областях: В APEC Engineer Register зарегистрированы 68 инженеров, работающих в различных областях:

Электронный регистр Инженеров АТЭС Создан электронный Регистр Инженеров АТЭС, доступный через сайт International Engineering Alliance, с возможностью интерактивного поиска по номеру сертификата и фамилии зарегистрированного инженера АТЭС. Создан электронный Регистр Инженеров АТЭС, доступный через сайт International Engineering Alliance, с возможностью интерактивного поиска по номеру сертификата и фамилии зарегистрированного инженера АТЭС

Расширение сертификации В 2013 г. АИОР подана заявка на членство в International Professional Engineers Agreement / Engineers Mobility Forum (EMF) - глобальном инженерном регистре, участниками которого являются национальные инженерные организации – члены Washington Accord. Членство России в International Professional Engineers Agreement обеспечит международное признание и престиж отечественных инженеров в глобальном масштабе! Членство России в International Professional Engineers Agreement обеспечит международное признание и престиж отечественных инженеров в глобальном масштабе! 11

Национальная система сертификации инженеров В 2012 г. в АСИ направлена заявка на поддержку проекта «Сеть центров международной аккредитации технического образования и сертификации инженерных квалификаций» в федеральных округах РФ (ID ). Проект одобрен Экспертным советом АСИ (протокол 9 от 15 октября 2012 г.). Проект одобрен Экспертным советом АСИ (протокол 9 от 15 октября 2012 г.). 12

Национальная система сертификации инженеров В 2013 г. создан единый Российский мониторинговый комитет профессиональных инженеров: представители общественных организаций (РосСНИО, АИОР, ТПП, РСПП, АТУ, НФПК, АСИ), государственных структур (Минобрнауки РФ, Рособрнадзор, Совет Федерации ФС РФ), промышленности и бизнеса (Росатом, Роснано, Р-Фарм, ОАК и др.). 13

Национальная система сертификации инженеров 14 Российский мониторинговый комитет профессиональных инженеров Российский регистр профессиональных инженеров Internet-сайт Сертификационный совет Секретариат Институт повышения квалификации профессиональных инженеров Апелляционная комиссия Сертификационные центры в субъектах Российской Федерации в субъектах Российской Федерации

Нормативно - организационная база 15 Положение о Российском мониторинговом комитете профессиональных инженеров Положение о Российском мониторинговом комитете профессиональных инженеров Организационная структура Организационная структура Положение о Сертификационном совете Положение о Сертификационном совете Положение о Сертификационном центре Положение о Сертификационном центре Перечень областей инженерной деятельности Перечень областей инженерной деятельности Стандарт профессионального инженера Стандарт профессионального инженера Перечень компетенций самостоятельной практической инженерной деятельности Перечень компетенций самостоятельной практической инженерной деятельности Кодекс профессиональной этики инженера Кодекс профессиональной этики инженера Положение о процедуре оценки инженеров Положение о процедуре оценки инженеров Форма заявления-анкеты для претендентов Форма заявления-анкеты для претендентов Положение об экзамене по оценке компетенций Положение об экзамене по оценке компетенций Форма Сертификата профессионального инженера Форма Сертификата профессионального инженера Формат данных для Регистра профессиональных инженеров Формат данных для Регистра профессиональных инженеров Положение о приостановке и отмене регистрации Положение о приостановке и отмене регистрации ПОЛОЖЕНИЕ о повышении квалификации ПОЛОЖЕНИЕ о повышении квалификации Положение об Институте повышения квалификации профессиональных инженеров Положение об Институте повышения квалификации профессиональных инженеров Положение об Апелляционной комиссии Положение об Апелляционной комиссии

Требования к претенденту на звание «Профессиональный инженер» Претендент должен: Претендент должен: Быть выпускником вуза по аккредитованной инженерной программе Быть выпускником вуза по аккредитованной инженерной программе Иметь право на ведение самостоятельной профессиональной инженерной деятельности Иметь право на ведение самостоятельной профессиональной инженерной деятельности Иметь не менее 7 лет опыта инженерной деятельности после окончания вуза Иметь не менее 7 лет опыта инженерной деятельности после окончания вуза Иметь не менее 2-х лет опыта работы на ответственной руководящей должности при выполнении важного инженерного проекта Иметь не менее 2-х лет опыта работы на ответственной руководящей должности при выполнении важного инженерного проекта Постоянно повышать и развивать свою профессиональную квалификацию Постоянно повышать и развивать свою профессиональную квалификацию Действовать в рамках Кодекса профессиональной этики Действовать в рамках Кодекса профессиональной этики 16

Оценка компетенций претендента Заполнение Анкеты-заявления (Internet), Заполнение Анкеты-заявления (Internet), сбор портфолио подтверждающих документов. сбор портфолио подтверждающих документов. Первый этап - письменный экзамен (Internet): Первый этап - письменный экзамен (Internet): оценка универсальных и профессиональных компетенций, оценка универсальных и профессиональных компетенций, проверка способностей решать комплексные проблемы в процессе практической инженерной деятельности. проверка способностей решать комплексные проблемы в процессе практической инженерной деятельности. Второй этап - устный экзамен (интервью): Второй этап - устный экзамен (интервью): оценка специальных компетенций в определенной области инженерной деятельности, оценка специальных компетенций в определенной области инженерной деятельности, проверка готовности к практической инженерной деятельности в определенной области. проверка готовности к практической инженерной деятельности в определенной области. 17

Cохранение звания «инженер» и укрепление его авторитета в условиях уровневой системы высшего профессионального образования (бакалавр-магистр) Cохранение звания «инженер» и укрепление его авторитета в условиях уровневой системы высшего профессионального образования (бакалавр-магистр) Совершенствование отечественного инженерного образования в соответствии с мировыми тенденциями и критериями качества Совершенствование отечественного инженерного образования в соответствии с мировыми тенденциями и критериями качества Подготовка специалистов в области техники и технологий, компетенции которых признаются на международном уровне Подготовка специалистов в области техники и технологий, компетенции которых признаются на международном уровне Повышение глобальной конкурентоспособности национальной экономики за счет развития компетенций инженерного корпуса страны Повышение глобальной конкурентоспособности национальной экономики за счет развития компетенций инженерного корпуса страны Преимущества системы 18

1. Инженеры – выпускники технических вузов (повышается компетентность, конкурентоспособность и мобильность). 2. Предприятия (повышается кадровый потенциал, расширяются производственные возможности, повышается конкурентоспособность в стране и в мире). 3. Технические вузы (повышается престиж – качественная подготовка выпускников к профессиональной инженерной деятельности). 4. Россия (углубляется международная интеграция, повышается глобальная конкурентоспособность в условиях вступления в WTO). 1. Инженеры – выпускники технических вузов (повышается компетентность, конкурентоспособность и мобильность). 2. Предприятия (повышается кадровый потенциал, расширяются производственные возможности, повышается конкурентоспособность в стране и в мире). 3. Технические вузы (повышается престиж – качественная подготовка выпускников к профессиональной инженерной деятельности). 4. Россия (углубляется международная интеграция, повышается глобальная конкурентоспособность в условиях вступления в WTO). Заинтересованные стороны 19

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ