Учитель и проблемы дисциплины Отклоняющееся поведение учащихся
Характеристика поведения, направленного на избегание неудач
Механизмы избегания неудачи: Активная форма: Вспышки негодования: ученик теряет над собой контроль, при большом давлении ответственности Пассивная форма : Не доведение до конца начатого, откладывание на «потом» временная нетрудоспособность
Реакция учителя : Чувства: Профессиональной беспомощности Действия: Оправдаться и объяснить поведение с помощью специалиста Ответная реакция ученика на действия учителя: Зависимое поведение Ученик продолжает ничего не делать
Природа поведения, направленного на избегание неудачи: 1.Повышенные требования со стороны родителей 2.Отношения по типу «красного карандаша» 3.Вера ученика, что ему подходит только перфекционизм 4.Упор на соревнование в классе Сильные стороны подобного поведения: Любой ученик хочет всё делать только отлично, лучше всех (у большинства учеников с таким типом поведения сильных сторон нет).
Принципы профилактики данного поведения: Помочь ученику сменить установку «Я не могу» на «Я могу» Помочь ученику в преодолении социальной изоляции путём включения в активные отношения с окружающими людьми
Меры педагогического воздействия: 1.Изменение методов объяснения учебного материала (осязаемый материал, дополнительные методы обучения) 2.Коррекция требований (обучение «маленькими шажками», наличие обратной связи) 3.Формировать у детей позитивную самооценку, веру в успех («Я могу», выражение благодарности за вклад в общие дела, альбомы достижений, поощрения и др.)
Характеристика поведения, направленного на привлечение внимания
Механизмы привлечения внимания: Активная форма: Ученики делают то, что отвлекает внимание учителя и класса. Пассивная форма : Ученики все задания и требования учителя выполняют очень медленно («в час по чайной ложке»)
Реакция учителя: Чувства: Раздражение и возмущение Действия: Словесные замечания, выговоры, угрозы Ответная реакция ученика на действия учителя: Прекращает выходку, но только на непродолжительное время
Природа поведения, направленного на привлечение внимания: 1.Родители и учителя больше внимания уделяют детям, которые ведут себя плохо 2.Дети не научены просить или требовать внимания в адекватной форме 3.Дети часто испытывают дефицит личного внимания к себе, чувствуют себя «пустым местом» Сильные стороны подобного поведения: Ученики нуждаются во взаимоотношениях с учителем
Принципы профилактики демонстративного поведения: Больше внимания уделять хорошему поведению учеников Обучать учеников адекватным способам привлечения внимания
Меры педагогического воздействия: 1.Минимизация внимания (игнорирование демонстративного поведения, использование «я - высказывания», находится рядом с учеником) 2. Неожиданное поведение (выключить свет, говорить шепотом, разговаривать со стеной или портретом, изменить деятельность, пересадить на «стул размышлений», разрешающее поведение: довести до абсурда вопиющее поведение) 3.Отвлечение внимания ученика (прямые вопросы, одолжения) С обязательным поощрением учеников за адекватное поведение
Характеристика мстительного поведения.
Механизмы : Активная форма: Прямые и непрямые физические акты насилия на личность учителя и окружающие его предметы. Психологические акты насилия (хамство, оскорбления) Оскорбление действием (атака на то, что для учителя ценно и важно) Пассивная форма : Отчуждённое избегание (игнорируются всякие дружелюбные попытки установления контакта
Реакция учителя: Чувства: Обида, боль, опустошение в дополнение к гневу, негодованию и страху Действия: (неконструктивные) Немедленно ответить силой как равному (подавить) или уйти из ситуации (покинуть класс) Ответная реакция ученика на действия учителя: Выходка будет продолжаться пока сам ученик не решит её прекратить
Природа мстительного поведения: 1.Отражение роста насилия в обществе 2. Распространение через СМИ стиля «силового» решения конфликтных ситуаций Сильные стороны подобного поведения: Ученики демонстрируют высокую жизнеспособность, умение защитить себя от боли.
Принципы профилактики мстительного поведения: Строить отношения со всеми учениками по принципу заботы о них Учить детей выражать душевную боль и сострадания приемлемыми способами Обучать детей эмпатии
Меры педагогического воздействия: направленные на ученика 1. Ищите изящный уход (уберите «зрителей», перенесите обсуждение вопроса) 2. Используйте удаление (в пределах класса, в другой класс, в кабинет школьной администрации) 3. Устанавливайте санкции (информирование родителей, лишение доступа в различные помещения школы, лишение пользоваться различными предметами, возмещение ущерба)
Меры педагогического воздействия: направленные на учителя 1.Измените восприятие личностных качеств «мстителя» с негатива на позитив 2.Действуйте уверенно 3.Учите детей управлять эмоциями 4.Говорите о чувствах учеников, избегая при этом оценивания этих чувств (хорошие или плохие) 5.Создавайте условия для физического проявления эмоций
Характеристика властолюбивого поведения.
Механизмы утверждения власти: Активная форма: Вспышки негодования, словесное негодование: ученик идёт на конфронтацию и нагнетает напряжённость Пассивная форма : Тихое непослушание: ученики обещают, вежливо отвечают, но продолжают делать своё, используя разные формы оправдания
Реакция учителя: Чувства: Гнев, негодование, может быть страх Действия: (неконструктивные) Немедленно прекратить выходку с помощью физического воздействия (встряхнуть, ударить) Ответная реакция ученика на действия учителя: Выходка будет продолжается пока сам ученик не решит её прекратить, ОТВЕТ УЧЕНИКА: «Вы мне ничего не сделаете»
Природа властолюбивого поведения: 1.Изменение социальных установок: от отношений господства – подчинения в ролевом обществе прошлого к отношениям эмансипации и равных социальных прав 2.Мода на «сильную личность» учит утверждению своей силы, а не конструктивному подчинению Сильные стороны подобного поведения: Ученики демонстрируют лидерские способности: умение независимо мыслить и способность сопротивляться авторитетам.
Принципы профилактики властолюбивого поведения: 1.Уход от конфронтации и снижение напряжённости 2.Передача ученику части своей организаторской власти Меры педагогического воздействия: (направленные на ученика) Те же, что и при мстительном поведении
Основные правила при взаимодействии с учениками: 1.Акцентируйте внимание на поведении ученика, а не на его личности 2.Не демонстрируйте свои негативные эмоции 3.Не усиливайте напряжение ситуации 4.Обсудите проступок позже 5.Позволяйте ученику «сохранять лицо» 6.Демонстрируйте модели неагрессивного поведения !!!