Рейтинговая оценка деятельности образовательных учреждений Челябинской области по обеспечению готовности к введению ФГОС НОО: опыт и проблемы по результатам самооценки Тюрина Елена Александровна, главный специалист отдела общего и коррекционного образования
Апробация и введение ФГОС НОО в учебном году Количество муниципа- литетов школклассов (педагогов) учащихся 1 классы классы классы Итого:
Доля школьников, обучающихся по стандартам второго поколения в режиме апробации – 1,76% второклассников и третьеклассников в режиме функционирования – 10,8% первоклассников
4 Порядок введения ФГОС общего образования Обязательное введение Введение по мере готовности школ Последовательно Начальная школа – с 2011 года Основная школа – с 2015 года Старшая школа – с 2020 года По ступеням образования Начальная школа – с 2010 года Основная школа – с 2012 года Старшая школа – с 2013 года Во всех школах Российской Федерации На основании критериев готовности Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г р
Факторы, обеспечивающие успешность введения ФГОС НОО: системность подготовки к введению ФГОС НОО; комплексность всех видов сопровождения введения ФГОС НОО; своевременность и полнота мониторинга готовности образовательных учреждений и муниципальных органов управления образованием к введению ФГОС НОО; выявление проблем введения ФГОС НОО и своевременность их решения на всех уровнях управления.
Основные направления деятельности по введению ФГОС НОО в Челябинской области (январь – февраль 2011) 1. Открытие регионального центра научно- методического сопровождения введения федеральных государственных образовательных стандартов на территории Челябинской области ГОУ ДПО ЧИППКРО 2. Широкая разъяснительная работа среди педагогической и родительской общественности 3. Разработка методики оценки готовности образовательных учреждений Челябинской области к введению ФГОС НОО
Выделяют следующие общие критерии готовности образовательного учреждения к введению ФГОС НОО: разработана и утверждена основная образовательная программа нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС, в том числе разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников в соответствии с НСОТ приведены в соответствие с требованиями ФГОС и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников определен список учебников и учебных пособий определена модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС
Общие критерии нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС НОО (муниципальный уровень, уровень образовательного учреждения); содержательное обеспечение введения ФГОС НОО (уровень образовательного учреждения); организационное обеспечение введения ФГОС НОО (муниципальный уровень, уровень образовательного учреждения). В разработке методики использован оценочно-уровневый механизм
Каждый из выделенных критериев готовности имеет свое содержательное и процессуальное наполнение – показатели готовности Критерий 1: нормативно- правовое обеспечение введения ФГОС НОО - сформированность пакета нормативных актов, регламентирующих введение ФГОС НОО в ОУ (5 показателей) - сформированность пакета локальных актов, регламентирующих введение в ОУ ФГОС НОО (5 показателей) Критерий 2: содержательное обеспечение введения ФГОС НОО в ОУ - разработанность ООП НОО - разработанность модели организации внеурочной деятельности обучающихся - наличие перечня учебников, принадлежащих к системе учебников и/или к завершенным предметным линиям учебников, соответствующих требованиям ФГОС
Каждый из выделенных критериев готовности имеет свое содержательное и процессуальное наполнение – показатели готовности Критерий 3: организационное обеспечение введения ФГОС НОО - соответствие финансово-экономического обеспечения введения ФГОС НОО в ОУ (2 показателя) - соответствие кадрового обеспечения введения ФГОС НОО в ОУ (5 показателей) - соответствие материально-технического обеспечение введения ФГОС НОО в ОУ (3 показателя) - соответствие информационного обеспечения введения ФГОС НОО в ОУ (4 показателя)
Ожидаемый результат – положительный эффект в организации работ по подготовке школ к введению ФГОС НОО на муниципальном уровне
Оценка готовности ОУ Челябинской области к введению ФГОС НОО с использованием рейтингового подхода обеспечит: определение уровня готовности ОУ, муниципальных систем образования; выявление проблем, связанных с различными аспектами деятельности; выявление эффективного опыта организации введения ФГОС НОО в муниципальной системе образования; определение вариантов решения выявленных проблем.
Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от г. 103/924 «О проведении оценки готовности образовательных учреждений Челябинской области к введению ФГОС НОО»
с 9 по 18 марта 2011 года самооценка образовательных учреждений и определение уровня готовности к введению ФГОС НОО 1. Сбор материала на уровне ОУ по критериям и показателям готовности образовательного учреждения к введению ФГОС НОО с помощью карты оценки готовности (приложение 2). 2. Заполнение карты оценки готовности каждым ОУ самостоятельно. Оценка каждого показателя осуществляется следующим образом: 1 балл – наличие показателя, что подтверждается необходимыми документами; 0 баллов – отсутствие показателя.
с 18 по 26 апреля 2011 года проведение специалистами МОУО оценки и уровня готовности подведомственных образовательных учреждений к введению ФГОС НОО Проводится МОУО!!! 1. Заполнение карты оценки готовности для каждого ОУ 2. Заполнение таблица готовности для каждого ОУ
Нормативно-правовое обеспечение
Содержательное обеспечение
Организационное обеспечение
Уровни готовности ОУ к введению ФГОС НОО по состоянию на г.
Категории выявленных проблем: институциональные проблемы, т.е. решаемые на уровне образовательного учреждения; проблемы, решаемые на уровне на муниципалитета; проблемы, решаемые на уровне региона.