Создание и развитие системы внутреннего аудита государственного сектора в Кыргызской Республике СЕМИНАР PEM PAL ДЛЯ СОТРУДНИКОВ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА СТАМБУЛ ФЕВРАЛЯ 2008 ГОДА Шайдиева Динара начальник Управления методологии финансовой отчетности и внутреннего аудита Оморова Замира заведующий отделом внутреннего аудита государственного сектора Министерство финансов Кыргызской Республики
Содержание I. Цель презентации II. Введение – общая информация о КР III. Вопросы для дискуссии – что должно быть сделано?
I. Цель презентации: Обсудить с практикующим Сообществом Внутренних Аудиторов взгляды на создание системы внутреннего аудита в Кыргызской Республике, включая структуру, методологию и профессиональное развитие
II. Введение: Общая информация о Кыргызской Республике Население: человек Численность государственных служащих: человека
II.a. Органы, регулирующие аудиторскую деятельность в Кыргызской Республике Частный сектор Служба надзора и регулирования финансового рынка выполняет некоторые функции внешнего аудита Государственный сектор Счетная Палата – внешний аудит Управление финансового контроля Министерства финансов - «аудит» использования бюджетных средств в бюджетных учреждениях Управление методологии финансовой отчетности и внутреннего аудита Министерства финансов -внедрение системы внутреннего аудита в госсекторе Отделы внутреннего аудита в 6 министерствах – внутренний аудит
II. b. Законодательная база регулирования аудиторской деятельности в Кыргызской Республике Частный сектор Закон « Об аудиторской деятельности» с 2002 года Аудиторская деятельность является лицензируемым видом предпринимательской деятельности Государственный сектор Закон «О Счетной Палате Кыргызской Республики» с 2004 года, регулирует аудит отчета исполнения государственного бюджета Положение о Министерстве финансов, где указано о праве проведения внутреннего аудита использования бюджетных средств Положения министерств (6), где указывается наличие в структуре отдела внутреннего аудита
II. c. Предпосылки создания системы внутреннего аудита в государственном секторе I.Решение назревших проблем: Отсутствие четкого разделения понятия внешнего и внутреннего аудита в государственном секторе, и как следствие: Существующие структуры внутреннего аудита в Министерствах проводят финансовый контроль (ревизию), то есть фактически проводят внешний аудит с целью обнаружения нарушений, нежели чем пытаются предотвратить такие нарушения. II. Исполнение Указов Президента КР: «О государственной стратегии борьбы с коррупцией» «Об утверждении Плана действий по реформированию системы управления государственными финансами»
II. d. Первые шаги на пути создания системы внутреннего аудита Разработаны: проект закона Кыргызской Республики «О внутреннем аудите», одобрен Правительством КР 28 сентября 2007 года и направлен на рассмотрение в Парламент проект Концепции создания и развития системы ВА госорганов и учреждений КР на период с 2008 по 2013 годы; проект Стандартов ВА в КР на основе стандартов Международного института внутренних аудиторов; руководство по ВА для оказания методической помощи Цели: Определение принципов ВА госорганов Определение компетенции госорганов в области ВА Установление ответственности и полномочий по разработке стандартов ВА и методологии Закрепление основополагающих цели и задачи системы ВА Определение основных направлений мероприятий в данной области Предписывают основные принципы и методы, относительно качества и адекватности работы, выполняемые аудиторами На первоначальном этапе выполняет ознакомительную функцию и оказание методпомощи при проведению аудита
III. Вопросы для обсуждения: Над чем предстоит работать Вопрос 1: Структурирование и координация внутреннего аудита Вопрос 2: Разработка методологии Вопрос 3: Профессиональное развитие
III. а. Вопрос 1: Структурирование и координация внутреннего аудита - как заставить его заработать? 1. Законодательная основа (Закон «О ВА») : Уполномоченным государственным органом в области внутреннего аудита является орган, определяемый Правительством Кыргызской Республики Положение об Уполномоченном государственном органе в области внутреннего аудита также утверждается Правительством
Вопрос 1 (прод.) Основные функции Уполномоченного органа 1.Разрабатывает стандарты ВА с учетом стандартов Международного института внутренних аудиторов 2.Осуществляет мониторинг за соблюдением службами ВА стандартов ВА и один раз в два года проводит оценку служб ВА 3.Разрабатывает рекомендуемую методологию ВА 4.Обеспечивает консультационную помощь службам ВА объектов аудита в соответствии с их запросами 5.Обеспечивает методологическое руководство и совместно со Счетной палатой согласовывает сроки проведения ВА в тех объектах ВА, где отсутствуют службы ВА 6.Готовит и представляет ежегодно отчет о деятельности служб ВА за предыдущий год Правительству и Счетной палате 7.Координирует деятельность по обучению и профессиональному развитию ВА
Вопрос 1 (прод.) Основные вопросы по созданию служб внутреннего аудита в министерствах Как определить, в каких ведомствах создавать службы ВА? –По размеру бюджета? –По размеру ведомства (наличие региональных подразделений)? –Др.? Что должно включаться в отчет УО о деятельности служб ВА Правительству? Как структурировать взаимоотношения для обеспечения эффективности и честности ВА?
Вопрос 1 (прод.). Как обеспечить эффективность и честность внутреннего аудита (для обсуждения – метод «кнута и пряника» Метод «кнута» Определить в положение об Уполномоченном органе полномочия внесения на рассмотрение Правительства наказания за не предоставление или ненадлежащее представление отчетов по проведению внутреннего аудита. Плюсы: в переходный период установление исполнительской дисциплины Минусы:дискредитация реформы, чрезмерный контроль может в перспективе стать «фактором торможения» Метод «пряника» Проведение обучающих семинаров для руководителей министерств о внутреннем аудите как части внутренней системы управления организации. Объяснить главную цель внедрения – помочь администрации организации в эффективном управлении. На начальном этапе ввести систему поощрения руководителей министерств за внедрение современных методов аудита Плюсы :проведение реформы через осознание необходимости для самих министерств Трудности:дополнительные финансовые затраты, отсутствие квалифицированных кадров и опыта проведения обучающих семинаров
III.b. Вопрос 2: Разработка методологии по оценке потребностей в аудите; стратегического и годового планирования; мониторинга деятельности по внутреннему аудиту; по подготовке ежеквартальных и годовых отчетов; Каков передовой опыт у стран с развитой системой внутреннего аудита в государственном секторе?
III.c. Вопрос 3: Профессиональное развитие Анализ и распространение успешного опыта развития системы внутреннего контроля и аудита Разработка программы учебных курсов, тренингов по направлениям развития системы внутреннего контроля и аудита Создание системы сертификации по международным стандартам
Спасибо за внимание! Министерство финансов Кыргызской Республики