Спорные вопросы по совершенствованию налогового администрирования (Общая часть и Налоговое администрирование Налогового кодекса) Докладчик: Председатель НК МФ РК Рахметов Н.К. 25 апреля 2008 года Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан
Результаты обсуждения предложений по совершенствованию налогового администрирования с бизнес-сообществами г. На рассмотрение рабочей группы по разработке нового Налогового кодекса представлено 67 предложений по совершенствованию налогового администрирования, в том числе: 36 (53,7%) – на снижение административной нагрузки 19 (28,4%) – на усиление налоговой дисциплины 12 (17,9%) – на оптимизацию налогового администрирования По результатам встречи с бизнес-сообществами из 67 предложений спорные вопросы остались по 9 предложениям, в том числе: 3 (33,3 %) – на снижение административной нагрузки 6 (66,7 %) – на усиление налоговой дисциплины 1 Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан
Предложения, направленные на снижение административной нагрузки 2 Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан 1.Упрощение исполнения налоговых обязательств по уплате платежей в бюджет путем исключения заполнения в платежном поручении КБК, КБЕ, КНП, КНО 2.Сокращение времени зачисления платежей для повышения качества услуг ( по предоставлению справок, выписок из лицевого счета и другие), т.е. получение данных из БВУ 3.Возврат превышения НДС: в течение 15 рабочих дней – по налогоплательщикам, состоящим на республиканском мониторинге, а также соответствующим критериям автоматического возврата в течение 6 месяцев с даты подачи заявления по результатам налогового контроля - по остальным налогоплательщикам
Упрощение исполнения налоговых обязательств по уплате платежей в бюджет Действующий порядок Предлагаемый порядок Платежное поручение 1.Наименование отправителя денег 2.РНН отправителя 3.ИИК отправителя денег 4.БИК банка 5.Наименование бенефициара 6.РНН бенефициара 7.ИИК бенефициара 8.БИК бенефициара 9.КБК КНП КБе 12.Код 13.Назначение платежа 14.Сумма 1.РНН отправителя 2.ИИК отправителя денег 3.Наименование налога и другого обязательного платежа в бюджет 4.Документ-основание для уплаты 5.Код налогового органа 6.Сумма Уплата по платежному поручению 1. Платежный документ (ПД) на уплату пени 2. ПД на уплату налога 3. ПД на уплату штрафа 4. ПД на уплату другого вида налога 5.ПД на уплату в другой ТНК, и т.д. Один платежный документ на уплату пени, налога, штрафа, другого вида налога, в другой ТНК 3
Налогоплательщик Филиалы Банков Головной Банк КК МФ РК, ГЦВП НК МФ РК Лицевые счета налогоплательщиков платежный документ Сокращение времени учета исполнения налогового обязательства по уплате в целях повышения качества услуг (по предоставлению Справок, Выписки из лицевого счета и др.) Справка, выписка из лицевого счета, Акт сверки и т.д. 2 этап - сверка по реестрам платежных документов с КК МФ РК, ГЦВП 1. При новой схеме уплата отразится на лицевом счете на следующий день, что сэкономит время прохождения платежа в среднем на 5 дней. 2. Необходимо согласование с Национальным Банком РК и Комитетом казначейства МФ РК 1 этап 4 Согласно п.4 ст.29 Налогового кодекса
Упрощение порядка возврата превышения НДС Возврат превышения НДС по данным декларации без проведения налоговой проверки вводится для налогоплательщиков, состоящих на республиканском мониторинге, а также для налогоплательщиков, соответствующих критериям автоматического возврата Критерии автоматического возврата построены на простых, легко определяемых как налогоплательщиком, так и налоговым органом показателях Автоматический возврат строится на доверии представленным в декларации сведениям, в связи с чем ориентируется на добросовестных налогоплательщиков, имеющих положительную «налоговую историю» в течение 3 лет. Вновь созданные налогоплательщики должны ее «наработать» Процедура - налогоплательщик подает заявление на автоматический возврат и в течение 15-ти рабочих дней налоговый орган обязан произвести возврат тем налогоплательщикам, которые соответствуют критериям Возврат превышения НДС по остальным налогоплательщикам осуществляется по результатам налогового контроля в течение 6 месяцев с даты подачи заявления Введение в действие указанного порядка – с года Правомерность и обоснованность поданных заявлений на возврат превышения НДС будет осуществляться в ходе налоговых проверок 5 Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан
Критерии автоматического возврата превышения НДС Наличие в течение трехлетнего периода, предшествующего дате подачи заявления, факта регистрации в качестве плательщика НДС Отсутствие в течение трехлетнего периода, предшествующего дате подачи заявления, просрочки предоставления форм налоговой отчетности Отсутствие в течение трехлетнего периода, предшествующего дате подачи заявления, задолженности перед бюджетом Отсутствие в течение трехлетнего периода, предшествующего дате подачи заявления, представления дополнительной налоговой отчетности, корректирующей налоговые обязательства по основной отчетности в сторону уменьшения Отсутствие в течение трехлетнего периода, предшествующего дате подачи заявления, доначислений по актам налоговых проверок Отсутствие на дату подачи заявления незакрытых уголовных дел, связанных с налогообложением, в отношении должностных лиц налогоплательщиков 6 Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан
Критерии автоматического возврата превышения НДС Действующая редакция Отсутствие в течение трехлетнего периода, предшествующего дате подачи заявления, доначислений по актам налоговых проверок Предлагаемая редакция Отсутствие в течение трехлетнего периода, предшествующего дате подачи заявления, доначислений по актам налоговых проверок, не превышающих 1% от суммы уплаченных налогов в пределах начисленных за проверенный налоговый период 7 Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан
Предложения, направленные на усиление налоговой дисциплины 8 Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан 1.Введение обязанности НП по представлению дополнительно с декларацией по НДС и реестра счетов – фактур по реализованным товарам (работам, услугам) 2.Получение от банков или организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, сведений о банковских счетах, в том числе об остатках и движении денег на этих счетах, по налогоплательщикам, в отношении которых проводится налоговый контроль 3.Получение от налогоплательщика представления прав доступа к просмотру, сохранению на электронные носители и распечатке данных в программном обеспечении ведения учета объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением 4.Введение субсидиарной (дополнительной) ответственности руководителей и учредителей налогоплательщиков – должников после применения способов и мер принудительного взыскания задолженности 5.Налоговый кодекс должен содержать право органов налоговой службы скорректировать налоги с учетом экономической сущности сделки 6.Приостановление расходных операций по банковским счетам налогоплательщиков в случае не исполнения уведомления по нарушениям, выявленным по результатам камерального контроля
Реестр счетов - фактур по реализованным товарам Проблема: Представление одновременно с декларацией по НДС реестра счетов – фактур только по приобретенным товарам (работам, услугам) затрудняет проведение налоговых проверок при определении правомерности отнесения в зачет НДС, в том числе на возврат превышения НДС налогоплательщикам, не соответствующих критериям автоматического возврата Цель – создание условий для автоматического возврата превышения НДС и сокращение времени его возврата Предложение: Введение обязанности НП по представлению дополнительно с декларацией по НДС и реестра счетов – фактур по реализованным товарам (работам, услугам) Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан 9
Взыскание налоговой задолженности Введение предельного размера налоговой задолженности, освобожденного от применения к нему налоговыми органами способов обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства (за исключением начисления пени) и мер принудительного взыскания Установление запрета банкам на открытие новых банковских счетов бездействующим налогоплательщикам, а также клиентам банка при наличии у последних в данных банках открытого банковского счета, на который налоговыми органами выставлены инкассовые распоряжения или распоряжения о приостановлении расходных операций Введение субсидиарной (дополнительной) ответственности руководителей и учредителей налогоплательщиков – должников после применения способов и мер принудительного взыскания задолженности Передача администраторам судов функций по организации проведения аукционов для реализации ограниченного имущества 10 Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан
Расширение прав органов налоговой службы Получение от банков или организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, сведений о банковских счетах, в том числе об остатках и движении денег на этих счетах, по налогоплательщикам, в отношении которых проводится налоговый контроль Получение от налогоплательщика представления прав доступа к просмотру, сохранению на электронные носители и распечатке данных в программном обеспечении ведения учета объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением Обращение взыскания на имущество руководителей, учредителей (участников) юридического лица или собственников его имущества после применения способов обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства и мер принудительного взыскания налоговой задолженности Предоставление права на подачу в суды исковых заявлений о признании недействительными сделок по отчуждению имущества с целью уклонения от уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет Налоговый кодекс должен содержать право органов налоговой службы скорректировать налоги с учетом экономической сущности сделки 11 Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан
Расширение прав органов налоговой службы Действующая редакция Получение от банков или организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, сведений о банковских счетах, в том числе об остатках и движении денег на этих счетах, по налогоплательщикам, в отношении которых проводится налоговый контроль Предлагаемая редакция Получение от банков или организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, сведений о банковских счетах, в том числе об остатках и движении денег на этих счетах, по налогоплательщикам, в отношении которых проводится налоговый контроль (на основании запроса, санкционированного органами прокуратуры) 12 Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан
Камеральный контроль Не исполнение налогоплательщиком в течение 30 рабочих дней уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, влечет приостановление расходных операций по банковским счетам в течение 5 рабочих дней с момента истечения срока, установленного для самостоятельной отработки 13 Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан
Расширение прав органов налоговой службы Действующая редакция Не исполнение налогоплательщиком в течение 30 рабочих дней уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, влечет приостановление расходных операций по банковским счетам в течение 5 рабочих дней с момента истечения срока, установленного для самостоятельной отработки Предлагаемая редакция Не реагирование налогоплательщиком в течение 30 рабочих дней на уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, и невозможности привлечения налогоплательщика к административной ответственности за данное нарушение в течение 5 рабочих дней с момента, установленного для самостоятельной отработки уведомления, влечет приостановление расходных операций по банковским счетам 14 Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан
Процедура проведения камерального контроля 15 Налогоплательщики Камеральный контроль (КК), осуществляемый налоговым органом на основе налоговой отчетности, а также других документов и(или) сведений о налогоплательщика из иных источников по результатам КК налоговым органом направляется уведомление по выявленным расхождениям письменно представляет обоснованные пояснения по Уведомлению самостоятельно устраняет выявленные нарушения путем представления дополнительной налоговой отчетности не реагирует на полученное уведомление по КК Прекращаются действия налоговых органов Приостанавливаются расходные операции Зона максимального риска