Гигиена лечебно-профилактических учреждений. Значение гигиенических условий в больнице для профилактики внутри больничных инфекций, повышения эффективности лечения больных. Охрана труда медицинского персонала. ЛЕКЦИЯ НА ТЕМУ: Лектор: професор Кондратюк Володимир Андрійович
Процесс создания оптимальных гигиенических условий в лечебно- профилактических заведениях в значительной степени также определяется особенностями планирования и застройки земельного участка, упорядочиванием и внутренним планированием зданий, их санитарно- техническим благоустройством, а также санитарным состоянием во время эксплуатации.
Гигиенические требования: - предоставляют возможность создать наилучшие условия внешней среды для больных; - способствуют внедрению лечебно-охранительного режима; - предотвращают возникновение внутрибольнич инфекций; - облегчают лечебную работу медицинскому персоналу; - способствуют быстрейшему выздоровлению больных и обеспечению оптимальных условий для деятельности медицинских работников.
Для успешного лечения и быстрого выздоровления больных необходимы благоприятные условия пребывания: -освещение, -Температура, -достаточное пространство, -хорошо инсолированая и вентилируемая палата, -удобная кровать, -спокойные условия окружения, -здоровый отдых, -рациональное и диетическое питание, - хорошее санитарно-гигиеническое обслуживание, -достаточное озеленение территории для прогулок на свежем воздухе, -полный соматический и психический комфорт.
Децентрализует, или павильонная, система застройки: Больничное заведение состоит из ряда отдельных, сравнительно небольших, малоэтажных корпусов (павильонов), в которых размещаются разные по профилю лечебные отделения.
Её преимуществом является хорошая изоляция отделений больницы между собой, что, в свою очередь, облегчает внедрение лечебно -охранительного режима и предотвращает возникновение внутрибольничных инфекций.
Централизованная система застройки характеризуется тем, что лечебное заведение находится в одном многоэтажном здании, при этом удешевляется строительство и облегчается эксплуатация санитарно-технических служб, сокращаются пути передвижения больных и медицинского персонала от отдельных отделений к диагностическим и физиотерапевтическим кабинетам.
Но и есть ряд недостатков - шум от разного вида транспорта (лифты, каталки и др.), большой контакт между больными, меньше пользуются больничным садом и тому подобное.
Смешанная система застройки лечебно- профилактических учреждений предусматривает объединение в одном главном корпусе больницы в общих чертах соматических отделений, лечебно диагностических кабинетов, лабораторий, централизованного приемного покоя и тому подобное. Вместе с тем, в отдельных домах размещаются поликлиника, инфекционное и родильное отделение, секционная и хозяйственные службы. Эта система совмещает позитивные свойства децентрализующей и централизованной систем.
Централизовано-блочна система В настоящее время чаще применяют централизованно- блочную систему застройки, при которой больница состоит из нескольких корпусов (терапевтического, хирургического и тому подобное), сблокованых в одно целое. В этом случае лучше используются позитивные стороны централизованной системы строительства.
С помощью подземных, наземных или поверхностных переходов на каталках перевозят больных, передвижную лечебно -диагностическую аппаратуру и разнообразные грузы, что позволяет более эффективно применять возможности лечебного заведения.
Земельна ділянка должна находиться с наветренной стороны и на значительном расстоянии от источников шума и объектов загрязнения воздуха. Необходимо, чтобы уровень шума на ее территории в дневное время не превышал 45 дБ, в ночной - 35 дБ. Площадь земельного участка для больниц общего типа, в зависимости от общего количества кроватей, повинная составлять от 80 до 300 м2, для детских больниц - от 135 до 250 м2 в расчете на 1 кровать. Для больниц, которые расположены в пригородной зоне, площадь земельного участка увеличивается, сравнительно с указанными, на %.
На земельном участке выделяют ряд функциональных зон: зону лечебных корпусов для неинфекционных больных зону инфекционного отделения зону родильного отделения зону поликлиники зону радиологического и патологоанатомического корпусов садово-парковую и хозяйственную зоны. Участок должен иметь отдельные въезды в лечебные корпуса, и хозяйственную зону и патологоанатомическое отделение Участок должен иметь отдельные въезды в лечебные корпуса, и хозяйственную зону и патологоанатомическое отделение.
В с остав больниц общего типа входять: 1. прийомное отделение;
2. стационар с терапевтическим и хирургическим, акушерско- гинекологическим, детским, инфекционным, анестезиологически- реанимационным, радиологическим отделениями, отделением переливания крови с банком крови и кровезаменителей, и тому подобное;
3) поликлиника; Здание поликлиники располагают изолировано на расстоянии 3050 м от лечебных корпусов. Необходимо, чтобы вход в поликлинику был отдельным.
4) Дом поликлиники располагают изолировано на расстоянии 3050 м от лечебных корпусов. Необходимо, чтобы вход в поликлинику был отдельным.
5 ) патологоанатомическое отделение с моргом; 6) вспомогательные службы - пищеблок, прачечная из дезкамерою, центральный стерилизационый отдел, мастерские по ремонту медицинской техники и аппаратуры, гараж, овощехранилище и тому подобное;
7) административно-хозяйственная часть - канцелярия, медицинский архив, библиотека и т.п.
При расположении зданий на участке необходимо придерживаться следующих разрывов: между стенами корпусов с окнами из палат – 2,5 высоты противоположного здания, но не менее 25 м; между корпусами с палатами и патологоанатомическим корпусом, зданием скорой медицинской помощи, пищеблоком – не менее 30 м; между радиологическим корпусом и другими – не менее 25 м.
Площадь застройки больницы должна составлять %, зона зеленых насаждений - не менее 60 % (из расчета 25 м 2 на одну кровать), остальная территория - пешеходные и проезжие дороги. Ширина защитной зеленой полосы по периметру участка м.
Полосы зеленых насаждений должны быть расположенные между функциональными зонами больницы и составлять 15 м. Санитарный разрыв между лечебными корпусами и пищеблоком, патологоанатомическим корпусом и защитной полосой зеленых насаждений - не меньше чем 30 м. Патологоанатомический отдел с моргом размещают в изолированном месте, которого не видно из окон больницы.
Перед главным входом в больницу необходимо предусмотреть благоустроеные площадки для посетителей из расчета 0,2 м 2 на 1 кровать, но не менее 50 м 2, а также для автотранспорта сотрудников и посетителей – не ближе 100 м от палатных корпусов С подветренной стороны и ниже за рельефом местности, на расстоянии м от больничных зданий, располагают хозяйственный двор с центральной котельной, прачечной, дезинфекционною камерой, гаражами, складскими помещениями, овощехранилищем. Хозяйственный двор изолируют от других зон полосой зеленых насаждений в 810 м. шириной.
Характеристика основных отделений больницы
Поликлиника состоит из вестибюлю-раздевалке, почекальні и врачебных кабинетов. Для ожидания используются коридоры в не менее 3,2 м ширину, которые хорошо освещают и проветриваются. Минимальные размеры врачебного кабинета составляют 12 м2, а специализированных кабинетах – м2. Окна не должны выходить на шумную улицу и северные румбы.
В современных многопрофильных больницах количество хирургических кроватей составляет от 25 до 45 % коечного фонда больницы. Хирургическое отделение состоит из палат и операционного блока (комплексу). Хирургическое отделение
Операционный блок должна быть из расчета один стол на кроватей и, как правило, состоит из: стерилизационной (6-12 м2) предоперационной (10-20 м2) операционной (25-35 м2) наркозной (20-30 м2) гипсовочной (20 м2) инструментальной (10 м2) и других подсобных помещений
Для хирургического комплекса отводят отдельное крыло наземного или подземного этажа или размещают его в специальной пристройке, которая соединена непосредственно со стационаром или с помощью закрытого перехода. Этот вариант наиболее оптимален, потому что обеспечивает полную изоляцию от стационара Операционный комплекс должен иметь выгодные связки с хирургическими отделениями, анестезиологическо- реанимационным, рентгенодиагностика и стерилизации.
Помещениеоперационного блока группируется в три зоны: стерильную, особенно чистую и чистую. К первой зоне ставят наивысшие требования асептики. Это операционные, стерилізаційні инструментарию. Ко второй зоне принадлежат помещения, которые непосредственно связаны с операционной: предоперационная, наркозные. К третьей - помещения для хранения крови и переносной аппаратуры, протокольные, для хирурга и медицинских сестер, лаборатория срочных анализов, чистая зона санитарного пропускника. Площадь операционной должна составлять не меньше чем м2, высота - не меньше чем 3,5 м.
Стены операционной должны быть гладкими и блестящими, легко мыться и поддаваться орошению дезінфікуючими растворами. Все виды проводки и нагревательные приборы монтируются в стены. Стены и потолок рекомендуется красить светлой матовой масляно восковой краской, которая устраняет световые отблески и не утомляет глаза хирурга. Пол вкладывают плиткой с небольшим наклоном к трапу. В операционной желательно иметь двое дверей: одни - для ввоза больного операцией, а вторые, в боковой стене, - для вывоза прооперированного. Окна операционной ориентируют на северные румбы. Световой коэффициент должен составлять 1:3 -1:4. Двери операционной нужно плотно закрывать.
Источником общего освещения могут быть лампы нажарювання и люминесцентные лампы белого цвета. Мощность ламп должна быть не меньше 200 лк (лучше лк) для обеспечения работы операционной сестры (манипуляции с иглами, материалом для швов, инструментами) и анестезиолога, который наблюдает по цвету кожи и слизевых оболочек, реакцией зениц больного.
Нужно, чтобы микроклимат отвечал требованиям комфорта. Температура воздуха летом в операционной должна быть °С (зимой °С) при влажности %, скорость движения воздуха не должна превышать 0,1 м/с. Отопление операционной лучше устраивать водяное радиационное с расположением панелей на потолке или полу. Все оборудование, которое поступает в операционную, нужно предварительно продезінфікувати, а инструменты и материалы для перевязок - простерилізувати. Очень перспективным является метод газовой дезінфекції, например окислом этилена, однако он длится несколько часов. После операции помещения старательно убирают, тщательным образом проветривают, пол и панели моют дезінфекційним раствором и горячей водой.
Акушерское отделение включает в свою структуру родильное и послеродовое физиологичные обсерваційні отделения, отделения патологии беременные, а также отделения для новорожденных. Палатные секции здесь проектируются согласно требованиям к соматическим в общих чертах отделениям для взрослых.
Инфекционное отделение размещают в отдельном доме. Оно должно иметь два входа: один - для больных, второй - для персонала, доставки еде и чистых вещей. Для индивидуальной госпитализации больных применяют один коечные палаты с шлюзом, полубоксы и боксы. Полубокс состоит из палаты, шлюза и санитарного узла. Существенным недостатком полубокса является то, что больные попадают у него через палатный коридор. При этом возможно обсеменение воздуха коридора патогенной микрофлорой, которая может проникать в других пылать.
Полностью гарантирует от внутрибольничного заражения инфекциями, которые передаются воздушно-капельным путем, лишь индивидуальный полный бокс. Он состоит из уличного тамбура, санитарного узла, собственно пылать и шлюзу. Площадь бокса на 1 кровать - 22 м2, на м2. Пылать должны площадь 7,5 м2 на 1 кровать.
В детском отделении палатные секции для детей до одного года рассчитаны на 24 кровати, а для детей возрастом сверх одного года - на 30 кроватей. Они состоят из один - (9 м2 на 1 кровать), дво- (7 м2 на 1 кровать) и четыре коечных палат (4 м2 на 1 кровать), поста дежурной медицинской сестры, столовой, помещения для матерей, игровой комнаты, помещения для дневного пребывания детей, умывальные, уборные и процедурной.
Особенную группу больничных заведений составляют радиологические отделения. Их есть шесть типов: рентгенодіагностичне дистанционной лучевой терапии лучевой терапии закрытыми радиоактивными веществами, лучевой терапии открытыми радиоактивными веществами диагностическое с использованием закрытых радиоактивных веществ смешаны відділенн
Самыми распространенными радиологическими учреждениями являются рентгенодіагностичні кабинеты или рентгенодіагностичні отделения. Работа в них должна обеспечивать радиационную безопасность обслуживающему персоналу и людям, которые находятся в смежных помещениях. Среднесуточная доза облучения для врачей- рентгенологов должна составлять 3,5 бэра на год, а для лаборантов - 3 (при ГДД-5 бэр).
Радиологические отделения других типов размещают в изолированной пристройке или отдельном доме. Их планирование предусматривает четыре группы помещений: для диагностики открытыми источниками ионизирующих излучений, лучевой терапии открытыми и закрытыми, дистанционной лучевой терапии.
Палатна секція і її характеристика
Палатная секция - основная структурная единица лечебного отделения, главным заданием которой является сохранение гигиенического комфорта и удобства обслуживания больные. Она рассчитана на 30 кроватей, в частности одинкоечных (площадью 9 м2), дво- и чотириліжкові (площадью 7 м2 на одну кровать) пылать.
В палате должны быть не больше 4 кроватей. В таких палатах наиболее удобно располагать кровати параллельно к светоносной стене. Это улучшает обзор больных, проведения разных медицинских манипуляций, изменение постельного белья, уход за пациентами, создает одинаковые параметры бактериологического загрязнения воздушной среды и инсоляции.
В палатах расстояние между кроватями должно быть не меньше, чем 0,8-1,0 м. Кровати ставят на расстоянии не ближе, чем 0,9-1,0 м от внешней стены. Кроме кроватей, в палате должны быть приліжкові тумбочки, стулья, стол, вешалка. Необходимо, чтобы в палатной секции для взрослых имеют были еще и такие помещения: пост дежурной медицинской сестры (4-6 м2), кабинет врача (10 м2), процедурная (13-18 м2), клізмова (8 м2), столовая (18 м2), место дневного пребывания больных (15 м2), санитарный узел.
Соединяет все помещения коридор. Коридор может быть с односторонней (боковой), двусторонней (центральный) и частично двусторонней застройкой приміщенями. Гигиенические преимущества имеет светлый, хорошо вентилируемый, с боковой застройкой коридор. Ширина коридора должна быть не меньше, чем 2,4 м, что обеспечивает свободное разворачивание кроватей или носилок.
Кровати 1-го класса предназначены для реанимации и интенсивного лечения: их частица достигает 20 % относительно всех кроватей. Это наиболее стоимостные и оснащенные кровати и нуждаются в соответствующем штатном обеспечении. Кровати 2-го класса - для обновительного лечения. Ориентировочно их частица составляет 45 % всего коечного фонда. Кровати 3-го класса - для длительного лечения больных с хронической патологией. Составляют 20 % всего коечного фонда. Кровати 4-го класса - для медико-социального назначения. Их менее всего - 15 %. Кровати 2-го и 3-го классов составляют две трети всего коечного фонда (65 %). Они могут быть организованы в виде дневных стационаров или стационаров дома.
Пост дежурной медсестры размещают около процедурной и палат на одну кровать, предназначенных для тяжелобольных. С поста должно быть видно коридор, вход к палатам и вспомогательные помещения. Расстояние от поста к палатам, которые обслуживаются, не повинная превышать 15м.
Пост оборудуют столом, двумя шкафами (для историй болезней, медикаментов и материала для перевязок), стерилизатором, холодильником, умывальником, телефоном, сигнализацией для вызова из палаты медперсонала и двусторонней разговорной (или видеоразговорного) связи сестры и больного.
Характеризуя особенности санитарно-гигиенического режима и условия внешней среды в палатах и других помещениях лечебно-профилактических заведений, необходимо отметить, что наилучшими видами отопления является центральное водяное и лучевое. Температура воздуха в палатах общего профиля должна составлять 20 С, а в реанимационных, ожоговых, послеродовых палатах и палатах для детей - 22 С, в кабинетах врачей и манипуляционных - 20 С. Видносна влажность воздуха - в пределах %, скорость движения воздуха - в пределах 0,2-0,3 м/с.
Интенсивность естественного освещения в жилищной комнате зависит от площади и формы световых прорезов ориентации дома относительно сторон горизонта состоянию небосклона расстояния от других домов и зеленых насаждений. Оптимальной ориентацией для умеренных широт считают южную и юго-восточную. Величина естественного освещения зависит также от глубины жилья, которая должна быть не большей 5 м.
Санитарный узел должен быть оснащенным умивальнею, ванной, уборной и вспомогательным помещением. Нужны три уборной: мужской с писсуаром, женский с восходящим душем и для медицинского персонала. Чтобы запахи из санитарного узла не проникали в палатный коридор, его обеспечивают вытяжной вентиляцией, а не вентилируют через форточки или открыты окна. Помещения санитарного узла должны иметь естественное освещение, полы выкладывают плиткой, панели высотой не менее 1,8 м рисуют масляной краской, а еще лучше выкладывают облицовочной плиткой.
Одной из вайважливіших ланок больничного обеспечения есть вентиляция. В небольших больницах используют преимущественно такие средства естественной вентиляции, как форточки, фрамуги, приточные и вытяжные каналы.
В больницах на 100 кроватей и больше в обязательном порядке рекомендуется оборудовать приточно-вытяжную механическую вентиляцию. Операционные и родильные должны иметь индивидуальную приточно-вытяжную вентиляцию с преимуществом прилива или быть оборудованные кондиционерами. Кратность обмена воздуха в общих палатах должна составлять 2-3 разы через час, в родильных, операционных, послеоперационных палатах и палатах интенсивной терапии - до 10 раз через час.
Лікувально-охоронний режим стаціонару включає наступні елементи: обеспечение режима сохранения психики больного; строгое соблюдение правил внутреннего распорядка дня; обеспечение режима рациональной физической (рухової) активності.
Госптализм и его профилактика
Госпитализм Любые физические, психические, инфекционные растройства здоровья человека, обусловнленные особеностями медицнского обслуживания.
Физический Психически й Нещасный случай Госпитальна я инфекция Адаптованные госпитальные штаммы Неадаптованые госпитальные штаммы спорадически е эндемически е эпидэмические Госпитализм
любое клинически распознаное заболевание микробной этиологии связаное с пребыванием, лечением, обследованием или обращением человека за медициской помощью в лечебно- профилактическое учреждение. Внутрибольничная (нозокомиальная, госпитальная) ифекция
* за данными ВОЗО % * в Германии 3,6 – 6,3 % * в Испании 3,9 – 9,9 % * во Франциї 6,7 % * в Норвегии 6,3 % * в США 5,7 % ВНУРИБОЛЬНИЧНЫЕ ИНФЕКЦИИ РЕГИСТРИРУЮТСЯ в среднем от количества больных
Вобудители внутрибольничных (нозокомиальных, госпитальных) ифекций Стафилококки, стрептококки, синегнойная палочка, протей, клебсела, кишечная палочка, сальмонела, энтеробактер, энтерококки и другие условно-патогенные микроорганизмы. А также вирусы гриппа, аденовирусы, ротавирусы, ентеровирусы, возбудтели вирусных гепатитов и другие.
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЛОКАЛИЗАЦИИ Инфицирование ран – 30 % Инфицирование мочевыделительных путей – % Пневмонии – % (в Украине %)
Источники внутрибольничных (нозокомиальных, госпитальных) ифекций -больные инфекцонными заболеваниями и носителями патогенных и условно-патогенных микроорганизмов; - медициский персонал (врачи, медицинские сестры, санитарки); -носители и страдаючі стертими формами інфекцій; -матері (носії або хворі в акушерських стаціонарах і відділеннях для дітей ранього віку)
Пути инфецирования больных -воздушно-капельный, або воздушно- пылевой; -контактно-побутовий (через предметы ухода, білизну, медичні інструменти, апаратуру, руки медичного персоналу); -парантеральним (при введені лікарських препаратів, розчинів тощо); -аліментарним (продукти, воду тощо).
Пути распространения в нутрибольничных инфекций БОЛЬНОЙ Предметы, материалы, животные и др. Персонал, відвідувачі, хворі
Неспецифическая профилактикаСпецифическая профилактика Профилактика внутрибольничных ифекций Архитектурно- планировочные мероприятия Санитарно- технические мероприятия Санитарно- противоэпидеми- ческие мероприятия Дезинфекционно- стерилизационные мероприятия Плановая Экстреная ИММУНИЗАЦИЯ
Архитектурно-планировочные мероприятия Изоляция секций, палат, операционных блоков и других помещений. Соблюдение потоков больных и персонала Рациональное розмещение отделений по этажам Зонирование територии
Санитарно-технические мероприятия Вентиляция: (приточная, витяжная, смешаная, кондиционирование, ламинарные устновки и т. п.)
Санитарно-противоэпидемические мероприятия Выявление носителей среди персонала и больных Контроль за санитарным состоянием и режимом стационаров Санитарно- просветительня робота среди персонала и больных Контроль за бактериальным обсеменением внутрибольничной среды
Дезинфекционно- стерилизационные мероприятия Использование физических средств Использование химических средств Механическая обработка д
Збудники в нутрішньолікарняних (нозокоміальних, госпітальних) інфекцій Стафилококки, стрептококки, синьогнійна палочка, протей, клебсела, кишечная палочка, сальмонела, ентеробактер, энтерококки и другие условно патогенные микроорганизмы. А также вирусы гриппа, аденовирусы, ротавіруси, энтеровирусы, возбудители вирусных гепатитов и другие ESCHERICHIA COLI
Распространение определенного возбудителя в развитии ВЛИ может быть связано с профилем лечебного заведения В стационарах общего хирургического профиля - грамотрицательн ые бактерии, в частности синьогнійні в урологических отделениях - кишечная палочка, энтерококки и тому подобное. ESCHERICHIA COLI
Распространение определенного возбудителя в развитии ВЛИ может быть связано с профилем лечебного заведения в ожоговых отделениях преобладают синьогнійні палочки. в отделениях новорожденных находят стафилококков, энтерококки. STAPHYLOCOCCUS AUREUS
Джерела інфекції : пациенты персонал посетители аппаратура інструменти, белье и т.д. Больные могут быть инфицированы патогенными факторами как из внешней среды, так и своими собственными в случае ослабленного иммунитета
Шляхи інфекування хворих -повітряно-крапельний, или воздушно-пылевой; -контактно-побутовий (через предметы досмотра, белье, медицинские инструменты, аппаратуру, руки медицинского персонала); -парантеральним (при введении лекарственных препаратов, растворов и тому подобное); -алиментарным (продукты, воду и тому подобное).
Кроме контроля за соблюдением санитарно- гигиенических требований относительно помещений, личной гигиены необходимо проводить - своевременное выявление и санация носителей патогенного стафилококка: один раз в квартал обязательное обследование сотрудников на носительство патогенного стафилококка у медработников хирургических отделений и роддома, а при возникновение инфекции – по мере необходимости;
- меры безопасности при спиде и противоэпидемический режим (приказ 486), мероприятия профилактики заражения Вич-инфекцией (приказ 120); - соблюдение правил асептики и антисептики; контроль за больными выявлением у них педикулеза и проведение протипедикульозної обработки (приказ 410), тениоза, инфекционных заболеваний, гепатита и тому подобное;
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Благодарю за внимание