Воспитание основ здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста
АКТУАЛЬНОСТЬ Проблема здоровья детей дошкольного возраста в настоящее время приобрела особую актуальность. Количество детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось в три раза. Среди основных причин сложившейся ситуации заключается в недостаточной осведомленности в вопросах здоровья и здорового образа жизни большей части населения страны, в том числе и детей дошкольного возраста. Здоровый образ жизни – это деятельность, активность людей, направленные на сохранение и улучшение здоровья. Здоровый образ жизни является эффективным способом сохранения здоровья во все возрастные периоды жизни человека, при всех состояниях его организма, когда он здоров и когда появляются какие-либо заболевания.
Основные аспекты здорового образа жизни
Цель Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни, средствах укрепления здоровья и правилах заботы о нем. Эффективность работы по укреплению здоровья и правилах заботы о нем.
Задачи Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом Закреплять культурно-гигиенические навыки, довести до сознания детей важность соблюдения гигиенических процедур Уточнить знания детей о полезных продуктах, их значении для здоровья и хорошего настроения Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья Расширять представления родителей о формах и методах оздоровления детей в детском саду Систематизировать и обобщить материал по формированию здорового образа жизни у детей
Перспективный план Сентябрь Тема: «Ребенок и здоровье» Вид деятельностиСодержаниеРекомендуемая литература Занятие«Помоги Незнайке сберечь здоровье» Максиняева М.Р. и др. Методические рекомендации по организации работы с детьми дошкольного возраста по безопасности жизнедеятельности. М., 1999, с. 12 Опытно-исследовательская деятельность Пройти небольшое расстояние с развязанными шнурками ЭкскурсияВ медицинский кабинет Беседа«Как я буду заботиться о своем здоровье» ЧтениеК. Чуковский «Доктор Айболит». Пословицы Максиняева М.Р. и др. Методические рекомендации по организации работы с детьми дошкольного возраста по безопасности жизнедеятельности. М., 1999, с. 76 Дидактические, развивающие игры и упражнения «Кому что нужно?» Подвижные игрыИгры по желанию детей Творческие игры«Поликлиника», «Больница», «Ветеринарная лечебница» Продуктивная деятельностьАппликация «Строим детскую больницу» Развлечения«Доктор Айболит», «Мишка заболел», «Волк и семеро козлят»
Октябрь Тема: «Полезные продукты» Вид деятельностиСодержаниеРекомендуемая литература Занятие«Фрукты полезны взрослым и детям» Опытно-исследовательская деятельность Определение продуктов по вкусу ЭкскурсияВ продовольственный магазин Беседа«О здоровой пище»В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. Развитие детей младшего дошкольного возраста. Воронеж, 2001, с. 72,81 ЧтениеГ. Зайцев «Приятного аппетита», Ю. Тувим «Овощи», М. Безруких «Разговор о правильном питании». Загадки об овощах и фруктах Г. Зайцев «Уроки Мойдодыра». СПб. 1997, с. 23 Дидактические, развивающие игры и упражнения «Чудесный мешочек», «Узнай и назови овощи», «Разложи на тарелках полезные продукты» Л.М. Щипицына и др. Азбука общения. СПб. 1998, с.162,175. Н.Н. Авдеева и др. Безопасность-2. Упр. 6. М., 1997 Подвижные игры«Огуречик» Творческие игры«Магазин продуктов» Продуктивная деятельностьРисование: «Что за яблочко, оно Соку спелого полно», «Хозяйка однажды с базара пришла...», Лепка, аппликация: «Консервируем овощи и фрукты» В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. Развитие детей младшего дошкольного возраста. Воронеж, 2001, с. 7 7, 85 Развлечения«Веселые овощи»Л.М. Щипицына и др. Азбука общения. СПб. 1998, с. 162
Ноябрь Тема: «Личная гигиена» Вид деятельностиСодержаниеРекомендуемая литература Занятие«Чтобы быть здоровым»В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. Развитие детей младшего дошкольного возраста. Воронеж, 2001, с. 354 Опытно-исследовательская деятельность Опыты со снегом (качество талой воды) ЭкскурсияВ прачечную детского сада Беседа«Чистота и здоровье» ЧтениеГ. Зайцев «Дружи с водой», К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», С. Бялковская «Юля-чистюля», 3. Александрова «Купание», Потешки: «Водичка, водичка», «Расти, коса, до пояса». Загадки Г. Зайцев «Уроки Мойдодыра», с. 4 Дидактические игры и упражнения«Таня простудилась», «Сделаем куклам разные прически», «Вымоем куклу», «Правила гигиены». Л.М. Щипицына и др. Азбука общения. СПб. 1998, с. 178, 326. Н.Н. Авдеева и др. Безопасность-1. Упр.1.М., 1997 Творческие игры«Парикмахерская»Л.М. Щипицына и др. Азбука общения. СПб. 1998, с. 369 Продуктивная деятельностьАппликация: «Мыло пенится в корыте, Мы стираем, посмотрите!» В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. Развитие детей младшего дошкольного возраста. Воронеж, 2001, с. 294 Развлечения«Девочка чумазая»Л.М. Щипицына и др. Азбука общения. СПб.1998, с 301
Система работы по теме «Здоровый ребенок»
Прогнозируемый результат Улучшение показателя уровня здоровья Повышение познавательного уровня детей и родителей Создание в группе необходимых условий по формированию основ здорового образа жизни: а) создание картотеки подвижных, развивающих, дидактических; б) пополнение физкультурного уголка; в) выпуск газет; г) активное участие 80% родителей в реализации проекта; Создание системы работы по формированию здорового образа жизни у детей.