Кейс-технологии Кейс-технологии относятся к интерактивным технологиям обучения. Кейс-стади – в переводе с английского языка означает «пример для изучения», «изучение случая», «анализ учебной ситуации». Бахтєєва Г.М., Бахтєєва Г.М., методист відділу освіти
научить обучающихся как индивидуально, так и в составе группы анализировать информацию; научить обучающихся как индивидуально, так и в составе группы анализировать информацию; сортировать информацию для решения выбранной задачи; сортировать информацию для решения выбранной задачи; выявлять ключевые проблемы предложенной ситуации; выявлять ключевые проблемы предложенной ситуации; генерировать альтернативные пути решения и оценивать их; генерировать альтернативные пути решения и оценивать их; выбирать оптимальное решение и формировать программы действий. выбирать оптимальное решение и формировать программы действий. Многоплановые цели кейс- стади:
Кейс-технологии направлены на развитие компетенций обучаемые: обучаемые: получают коммуникативные навыки; получают коммуникативные навыки; развивают презентационные умения; развивают презентационные умения; формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения; формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения; приобретают экспертные умения и навыки; приобретают экспертные умения и навыки; учатся учиться, самостоятельно отыскивать необходимые знания для решения ситуационных проблем. учатся учиться, самостоятельно отыскивать необходимые знания для решения ситуационных проблем.
Определение кейса – отражающие специфические свойства этого метода Кейс – техника обучения, (кейс от английского – случай) использующая описание реальной ситуации. Учащиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения, выбрать лучшее. Кейс – техника обучения, (кейс от английского – случай) использующая описание реальной ситуации. Учащиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения, выбрать лучшее.
Кейс – это специально подготовленный материал с описанием конкретной проблемы, которую необходимо разрешить в составе группы. Кейс – это специально подготовленный материал с описанием конкретной проблемы, которую необходимо разрешить в составе группы. Кейс – это конкретная практическая ситуация, рассказывающая о событии, в котором обнаруживается проблемы, требующая решения Кейс – это конкретная практическая ситуация, рассказывающая о событии, в котором обнаруживается проблемы, требующая решения
Компетенции: способность к анализу; способность к анализу; умение продуктивно работать в команде; умение продуктивно работать в команде; поиск необходимой информации; поиск необходимой информации; способность к принятию решений способность к принятию решений
Методы кейс-технологии Метод ситуационного анализа: * Анализ конкретных ситуаций (АКС). * Ситуационные задачи и упражнения. * Кейс-стадии или метод учебных конкретных ситуаций
Метод анализа конкретной ситуации. Метод ситуационного анализа – традиционный анализ конкретной ситуации (глубокое исследование реальной или иллюстрированной ситуации). Метод ситуационного анализа – традиционный анализ конкретной ситуации (глубокое исследование реальной или иллюстрированной ситуации).
Ситуационные упражнения, задачи. Одна из разновидностей метода анализа конкретных ситуаций – ситуационные упражнения – он заключается в том, что обучающемуся предлагается текст с описанием ситуации и задача, требующая решения. Одна из разновидностей метода анализа конкретных ситуаций – ситуационные упражнения – он заключается в том, что обучающемуся предлагается текст с описанием ситуации и задача, требующая решения.
Метод кейс-стадии или учебных конкретных ситуаций. Суть метода кейс-стадии заключается в том, что группа обучающихся знакомится с ситуацией, анализирует её, диагностирует проблему и представляет свои идеи и решения в дискуссии с другими группами. Суть метода кейс-стадии заключается в том, что группа обучающихся знакомится с ситуацией, анализирует её, диагностирует проблему и представляет свои идеи и решения в дискуссии с другими группами. Метод кейс-стадии – это метод обучения, при котором ученики и учитель участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач (кейсов). Метод кейс-стадии – это метод обучения, при котором ученики и учитель участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач (кейсов). Метод кейс-стадии относится к одному из наиболее эффективных методов активного обучения. Метод кейс-стадии относится к одному из наиболее эффективных методов активного обучения.
Технология метода кейс-стади заключается в следующем: По определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации; модель отражает тот комплекс знаний и практических навыков, которые должны приобрести учащиеся. По определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации; модель отражает тот комплекс знаний и практических навыков, которые должны приобрести учащиеся. Описанная ситуация содержит проблему, которую диагностируют сами учащиеся. Описанная ситуация содержит проблему, которую диагностируют сами учащиеся. Предлагают варианты решений проблемы, исходя из имеющихся знаний и умений. Предлагают варианты решений проблемы, исходя из имеющихся знаний и умений. Учитель – выступает в роли диспетчера процесса сотворчества (взаимодействия). Учитель – выступает в роли диспетчера процесса сотворчества (взаимодействия).
Технологические особенности метода кейс- стади. Представляет собой разновидность исследовательско- аналитической технологии. Представляет собой разновидность исследовательско- аналитической технологии. Является технологией коллективного обучения (работа в группах). Является технологией коллективного обучения (работа в группах). Интегрирует в себе технологию развивающего обучения. Интегрирует в себе технологию развивающего обучения. Выступает в обучении как синергетическая технология («погружение» в ситуацию, «умножение» знаний, «озарение», «открытие»). Выступает в обучении как синергетическая технология («погружение» в ситуацию, «умножение» знаний, «озарение», «открытие»). Концентрирует в себе достижение технологии «создание успеха». Концентрирует в себе достижение технологии «создание успеха». Относится к специфической разновидности проектной технологии. Относится к специфической разновидности проектной технологии.
Достоинства метода кейс- стади Использование принципов проблемного обучения – получение навыков решения реальных проблем; возможность групп работать на едином проблемном поле. Процесс решения проблемы имитирует механизм её решения в жизни и требует: Использование принципов проблемного обучения – получение навыков решения реальных проблем; возможность групп работать на едином проблемном поле. Процесс решения проблемы имитирует механизм её решения в жизни и требует: –знаний и понимания терминологии –умения оперировать терминами –выстраивать логические схемы решения проблемы –аргументировать свое мнение. Получение навыков работы в команде. Получение навыков работы в команде. Выработка навыков практических обобщений. Выработка навыков практических обобщений. Выработка навыков вести презентации; аргументировать ответы. Выработка навыков вести презентации; аргументировать ответы.
Требования, которым должен отвечать кейс. Описываемые в кейсе факты и события должны иметь смысл для изучения. Описываемые в кейсе факты и события должны иметь смысл для изучения. Это достигается продуманной структурой и содержанием кейса. Это достигается продуманной структурой и содержанием кейса. Конкретная ситуация должна быть ориентирована на обучающегося. Конкретная ситуация должна быть ориентирована на обучающегося. Хороший кейс ведет учащихся от факта к проблеме, которую предлагается решить. Хороший кейс ведет учащихся от факта к проблеме, которую предлагается решить. Для того, чтобы кейс был именно кейсом, описываемые в нем факты и события должны быть в высшей степени достоверны, т.к. согласно методу конкретной ситуации обучающийся должен оказаться в роли участника реальных событий. Для того, чтобы кейс был именно кейсом, описываемые в нем факты и события должны быть в высшей степени достоверны, т.к. согласно методу конкретной ситуации обучающийся должен оказаться в роли участника реальных событий. Конкретная ситуация должна представлять собой один большой конфликт, т.е. предмет для проявления различных точек зрения. Конкретная ситуация должна представлять собой один большой конфликт, т.е. предмет для проявления различных точек зрения. Желательно, чтобы конкретная ситуация не подводила к «единственно верному решению». Ситуация должна обеспечить выход на несколько возможных решений. Желательно, чтобы конкретная ситуация не подводила к «единственно верному решению». Ситуация должна обеспечить выход на несколько возможных решений.
Классификация кейсов. Иллюстративные учебные ситуации Цель: обучить алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации. Иллюстративные учебные ситуации Цель: обучить алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации. Учебные ситуации с формированием проблемы Учебные ситуации с формированием проблемы Цель: диагностировать ситуацию и самостоятельно принять решение по указанной проблеме. Цель: диагностировать ситуацию и самостоятельно принять решение по указанной проблеме.
Учебные ситуации без формирования проблемы (описывается сложная ситуация, проблема не выявлена, а представлена в статистических данных, оценке общественного мнения, органов власти. Учебные ситуации без формирования проблемы (описывается сложная ситуация, проблема не выявлена, а представлена в статистических данных, оценке общественного мнения, органов власти. Цель: самостоятельно выявить проблему, указать пути её решения. Цель: самостоятельно выявить проблему, указать пути её решения. Прикладные упражнения (описывается конкретная сложившаяся ситуация и ищется выход из нее). Прикладные упражнения (описывается конкретная сложившаяся ситуация и ищется выход из нее). Цель: поиск путей решения проблемы. Цель: поиск путей решения проблемы.
Структура кейса КЕЙС ВИДИО МАТЕРИАЛЫ АУДИО МАТЕРИАЛЫ ЭЛЕКТРОННЫЕ НОСИТЕЛИ
Составные структуры кейса Методическая часть – разъясняет место данного кейса в структуре учебной дисциплины, формулируются цели и задачи кейса. Методическая часть – разъясняет место данного кейса в структуре учебной дисциплины, формулируются цели и задачи кейса. Сюжетная часть – содержит описание ситуации с указанием источника её получения. Сюжетная часть – содержит описание ситуации с указанием источника её получения. Информационная часть – должна включать в себя информацию, которая позволит найти решение проблемы. Информационная часть – должна включать в себя информацию, которая позволит найти решение проблемы.
Этапы работы над кейсом и их цели Этапы 1. Знакомство с конкретным случаем. 2. Выделение в конкретном случае проблемы. 3. Поиск и анализ информации для принятия решения. 4. Обсуждение возможностей альтернативных решений 5. Резолюция – принятие решений в группах. 6. Диспут – защита своих решений отдельными группами. 7. Сопоставление итогов – сравнение решений, принятых в группах с решением принятым в действительности. Цели Понять описанную ситуацию. Понять проблемную ситуацию, диагностировать проблему. Научиться добывать и оценивать информацию, необходимую для решения проблемы. Развивать альтернативное мышление. Составить и оценить предложенные варианты решений. Аргументировано защищать решение. Оценивать взаимосвязь интересов, в которых находятся отдельные решения.
Процедура работы с кейсом Случай описывается лаконично Районне свято Творча молодь Книга пошани дітей та молоді Христинівського району Стипендія для переможців ІІІ та ІV етапів Всеукраїнських олімпіад Міжнародних виставок та конкурсів Шкільні дошки пошани Книги пошани Обучаемым предлагается Конкретный случай из практики
Алгоритм работы с кейсом VI этап – рефлексия (обсуждение кейсов) IV этап – применение того или иного решения II этап – выделение основной проблемы. Ознакомление с вопросами к кейсу. V этап – предложение одного или нескольких вариантов решения кейса. I этап – знакомство с ситуацией, её особенностями. III этап – предложение концепций или тем для «мозгового штурма»