ГОУ средняя школа 183 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга усская укописная нига Работу выполнила ученица 8а класса: Харламова Виктория Преподаватель: Кашурникова Татьяна Михайловна
ергамент Пергамент – это материал, на котором писали книги и документы, вплоть до конца XV века, когда пергамент был вытеснен бумагой. Основная масса пергамента завозилась из малоазиатского города Пергама. На Руси за ним закрепилось название харатья (кожа), а иногда и простотелятина еро и чернила Писали гусиным пером, а в особо торжественных случаях – лебединым. Перья нужно было брать из левого крыла птицы. Перо необходимо было очинить – отрезать кончик, чуть расщепить и заострить. Чернила приготовляли из сажи, ржавчины, чернильных орешков. Чернильница с гусиным пером XIV век Переписчики книг. Миниатюра XVI века.
Очень ровный и красивый почерк с четким начертанием букв назывался УСТАВ. Позднее он упростился и появился ПОЛУУСТАВ, а затем СКОРОПИСЬ. В зависимости от содержания и назначения книга могла быть огромным ФОЛИАНТОМ (толстая книга большого формата) или книжечкой карманного размера. устав полуустав очеркФормат. очерк. Формат.
Тест книги всегда писали в два цвета: чернилами коричневого цвета и ярко-красной краской - КИНОВАРЬЮ Киноварь использовали для выведения заглавной буквы – ИНИЦИАЛА (русское наименование – БУКВИЦА ), названия произведения в начале текста, а также его отдельных частей. Инициал в рукописном Евангелие. XVI век. Инициал в рукописи XIV век. Для написания заглавия произведения использовали специальное декоративное письмо – ВЯЗЬ лементы оформления книги
При оформлении книги перед началом текста использовали ЗАСТАВКУ. Иллюстрации в рукописных книгах называются МИНИАТЮРАМИ. Использовали также и такие элементы художественного оформления, как полевые украшения, орнамент в виде рамки ( орнаментальные рамки ). Лицевой рукописный свод 16 века. лементы оформления книги Заставка в рукописной книге 16 века. Заставка в рукописной книге 14 века.
ереплет Когда все листы были уже переписаны и украшены, их соединяли и помещали в ПЕРЕПЛЕТ, который защищал и украшал книгу. Его основой служили хорошо высушенные и обработанные доски. Доски обтягивали кожей и прикрепляли металлические уголки – жуковины и середники, которые защищали кожу и одновременно служили украшением книги. Переплеты, созданные по особым заказам, часто украшались жемчугом и драгоценными камнями. Края переплета соединялись металлическими застежками.
В основном древнерусские рукописные книги были религиозного содержания: библия, евангелие, жития святых, книга пророков, апостол, псалтырь, часовник. Но монахи-переписчики переписывали не только богослужебные книги, они вели летописи, записывая хронику исторических событий год за годом. одержание книг Библия Псалтырь Остромирово Евангелие, 1057 год
овесть временных лет Замечательный летописный свод « Повесть временных лет » создан монахом-летописцем Нестором, который изучил и переработал труды своих предшественников – летописцев, и отобразил на листах пергамента картину жизни и развития народа земли русской. Летописец Нестор. Худ. В.М. Васнецов. При монастырях создавали мастерские по переписыванию книг – СКРИПТОРИИ. Монах – переписчик терпеливо и осторожно линовал пергамент, а потом тщательно, выводя букву за буквой, начинал писать. Лаврентьевская летопись 1377 г., содержащая один из старейших списков Повести временных
овесть временных лет «…Недаром многих лет Свидетелем Господь меня поставил И книжному искусству вразумил; Когда-нибудь монах трудолюбивый Найдет мой труд усердный, безыменный, Засветит он, как я свою лампаду – И, пыль веков от хартий отряхнув, Правдивые сказания перепишет, Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу…» А.С. Пушкин
Составьте вопросы к кроссворду:
Список источников 1.Аксенова Г.А. У истоков русской книжности [Электронный ресурс] – Режим доступа: Кашурникова Т. М. Чудо, имя которому – книга. – М.: Школьная библиотека, – 104 с. 3. Немировский Е. Л. Путешествие к истокам русского книгопечатания: кн. для учащихся. – М.: Просвещение, – 224 с.: ил. 4. Российская национальная библиотека: 1795 – – СПб.: Лики России, – 244 с.: ил.