Кубанский Казачий Хор Шумаков Никита Ильина Лидия
Немного истории
Государственный академический Кубанский казачий хор – старейший и крупнейший национальный казачий коллектив России. Единственный в России профессиональный коллектив народного творчества, имеющий непрерывную преемственную историю с начала XIX века. Интересно отметить, что следующий по хронологии старейший народный коллектив – Академический русский народный хор имени Пятницкого – показал свой первый концерт в год столетия Кубанского казачьего хора. Государственный академический Кубанский казачий хор – старейший и крупнейший национальный казачий коллектив России. Единственный в России профессиональный коллектив народного творчества, имеющий непрерывную преемственную историю с начала XIX века. Интересно отметить, что следующий по хронологии старейший народный коллектив – Академический русский народный хор имени Пятницкого – показал свой первый концерт в год столетия Кубанского казачьего хора. Уровень мастерства ККХ признан во всем мире, что подтверждается многочисленными приглашениями на зарубежные и российские гастроли, переполненными залами и отзывами прессы. Уровень мастерства ККХ признан во всем мире, что подтверждается многочисленными приглашениями на зарубежные и российские гастроли, переполненными залами и отзывами прессы. Кубанский казачий хор в определенном аспекте является историческим памятником, в формах культуры и искусства запечатлевшим военное и культурное освоение Кубани, историю Кубанского казачьего войска, историю классической светской и духовной культуры г.Екатеринодара, трагические события Гражданской войны и 30-х годов, историю советской эстетики «большого стиля» национального искусства. Хор репрезентирует как историю отдельных личностей и повседневность певческой и музыкальной культуры Кубани, так и историческую героику и большую драму казачества в целом, неотъемлемых от истории России. Кубанский казачий хор в определенном аспекте является историческим памятником, в формах культуры и искусства запечатлевшим военное и культурное освоение Кубани, историю Кубанского казачьего войска, историю классической светской и духовной культуры г.Екатеринодара, трагические события Гражданской войны и 30-х годов, историю советской эстетики «большого стиля» национального искусства. Хор репрезентирует как историю отдельных личностей и повседневность певческой и музыкальной культуры Кубани, так и историческую героику и большую драму казачества в целом, неотъемлемых от истории России.
В 1939 г., в связи с включением в состав хора танцевальной группы, коллектив был переименован в Ансамбль песни и пляски кубанских казаков, который в 1961 г. по инициативе Н. С. Хрущева был расформирован вместе с другими государственными народными хорами и ансамблями СССР. В 1939 г., в связи с включением в состав хора танцевальной группы, коллектив был переименован в Ансамбль песни и пляски кубанских казаков, который в 1961 г. по инициативе Н. С. Хрущева был расформирован вместе с другими государственными народными хорами и ансамблями СССР. Воссоздание Кубанского казачьего хора в жанре и структуре Государственных русских народных хоров произошло в 1968 г под руководством заслуженного деятеля искусств России Сергея Чернобая. В 1971 году Кубанский казачий хор впервые становится дипломантом международного фольклорного фестиваля в Болгарии, что положило начало многочисленным почетным званиям, завоеванным позднее на различных международных и всероссийских фестивалях и конкурсах. Воссоздание Кубанского казачьего хора в жанре и структуре Государственных русских народных хоров произошло в 1968 г под руководством заслуженного деятеля искусств России Сергея Чернобая. В 1971 году Кубанский казачий хор впервые становится дипломантом международного фольклорного фестиваля в Болгарии, что положило начало многочисленным почетным званиям, завоеванным позднее на различных международных и всероссийских фестивалях и конкурсах. В 1974 г. художественным руководителем Государственного Кубанского казачьего хора стал композитор Виктор Гаврилович Захарченко, которому за более чем 30 лет своей творческой деятельности на Кубани удалось всесторонне реализовать свои художественные, научные и просветительские устремления. В 1975 г. хор стал лауреатом I Всероссийского смотра-конкурса государственных народных хоров в Москве, повторив этот успех в 1984 на втором аналогичном конкурсе. Под его руководством хор вынес на сцену подлинный песенный фольклор кубанского казачества, в народных песнях, обрядах, картинах казачьего быта предстали индивидуальные народные характеры, появились раскованность и импровизация, возник правдивый фольклорный хоровой театр. В 1974 г. художественным руководителем Государственного Кубанского казачьего хора стал композитор Виктор Гаврилович Захарченко, которому за более чем 30 лет своей творческой деятельности на Кубани удалось всесторонне реализовать свои художественные, научные и просветительские устремления. В 1975 г. хор стал лауреатом I Всероссийского смотра-конкурса государственных народных хоров в Москве, повторив этот успех в 1984 на втором аналогичном конкурсе. Под его руководством хор вынес на сцену подлинный песенный фольклор кубанского казачества, в народных песнях, обрядах, картинах казачьего быта предстали индивидуальные народные характеры, появились раскованность и импровизация, возник правдивый фольклорный хоровой театр.Виктор Гаврилович ЗахарченкоВиктор Гаврилович Захарченко Анатолий Лизвинский, Виктор Захарченко и Геннадий Черкасов Анатолий Лизвинский, Виктор Захарченко и Геннадий Черкасов В октябре 1988 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР хор награжден орденом Дружбы народов, в 1990-м он становится лауреатом Государственной премии Украины им. Т. Г. Шевченко, а в 1993-м коллективу присвоено почетное звание "академический". В октябре 1988 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР хор награжден орденом Дружбы народов, в 1990-м он становится лауреатом Государственной премии Украины им. Т. Г. Шевченко, а в 1993-м коллективу присвоено почетное звание "академический". В августе 1995 г. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II во время пребывания в Краснодаре благословил Кубанский казачий хор петь на праздничных богослужениях в храмах. В августе 1995 г. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II во время пребывания в Краснодаре благословил Кубанский казачий хор петь на праздничных богослужениях в храмах. В октябре 1996 года выходит Постановление главы администрации Краснодарского края "О признании правопреемства (исторического) Государственного академического Кубанского казачьего хора от Войскового хора Кубанского казачьего войска". В октябре 1996 года выходит Постановление главы администрации Краснодарского края "О признании правопреемства (исторического) Государственного академического Кубанского казачьего хора от Войскового хора Кубанского казачьего войска". В настоящее время кроме активной гастрольно-концертной деятельности в Кубанском казачьем хоре проводится систематическая работа по записи, научному изучению и сценическому освоению традиционного песенного и танцевального фольклора Кубанского казачества. В настоящее время кроме активной гастрольно-концертной деятельности в Кубанском казачьем хоре проводится систематическая работа по записи, научному изучению и сценическому освоению традиционного песенного и танцевального фольклора Кубанского казачества. Захарченко-фольклористом собраны разрозненные и почти исчезнувшие из поля зрения музыкальной науки и художественного творчества 14 сборников песен кубанского казачества А.Д. Бигдая, переизданные им в своей творческой редакции, с позиций современной фольклористики. По существу, сделаны первые, но самые трудные и важные шаги на пути создания антологии песенного фольклора Кубани. Захарченко-фольклористом собраны разрозненные и почти исчезнувшие из поля зрения музыкальной науки и художественного творчества 14 сборников песен кубанского казачества А.Д. Бигдая, переизданные им в своей творческой редакции, с позиций современной фольклористики. По существу, сделаны первые, но самые трудные и важные шаги на пути создания антологии песенного фольклора Кубани.
Народная артистка Т.Бочтарева, в центре артисты Кубанского казачьего хора, слева В.Захарченко Народная артистка Т.Бочтарева, в центре артисты Кубанского казачьего хора, слева В.Захарченко Виктором Захарченко разработана и воплощена в жизнь концепция созданного в 1990 году Центра народной культуры Кубани, позже переименованного в Государственное научно-творческое учреждение (ГНТУ) "Кубанский казачий хор", в котором в настоящее время работает 506 чел., в т. ч. в Государственном Кубанском казачьем хоре 120 чел. Это единственное пока в стране учреждение культуры, которое столь планомерно, всеохватно и перспективно занимается возрождением традиционной народной культуры. С 1998 года на базе ГНТУ значительно активизируется проведение многочисленных фестивалей, международных научных конференций и чтений, издание исследований по истории и культуре казачества, выпуск компакт-дисков, аудио и видеокассет, ведется напряженная концертная и музыкально-просветительская деятельность в России и за рубежом. Виктором Захарченко разработана и воплощена в жизнь концепция созданного в 1990 году Центра народной культуры Кубани, позже переименованного в Государственное научно-творческое учреждение (ГНТУ) "Кубанский казачий хор", в котором в настоящее время работает 506 чел., в т. ч. в Государственном Кубанском казачьем хоре 120 чел. Это единственное пока в стране учреждение культуры, которое столь планомерно, всеохватно и перспективно занимается возрождением традиционной народной культуры. С 1998 года на базе ГНТУ значительно активизируется проведение многочисленных фестивалей, международных научных конференций и чтений, издание исследований по истории и культуре казачества, выпуск компакт-дисков, аудио и видеокассет, ведется напряженная концертная и музыкально-просветительская деятельность в России и за рубежом. Виктором Захарченко Виктором Захарченко Оценкой многогранной деятельности художественного руководителя Кубанского казачьего хора стало присвоение ему высоких званий: заслуженный деятель искусств России (1977), народный артист России (1984) и Украины (1994), заслуженный деятель искусств Республики Адыгея (1993), лауреат Государственной премии России (1991) и Международной премии Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного (1999), академик Российской Гуманитарной академии и Петровской академии (Санкт- Петербург), действительный член (академик), Международной академии информатизации, являющейся ассоциированным членом ООН (1993). В. Г. Захарченко также награжден орденами "Знак Почета" (1981), Трудового Красного Знамени (1987), Дружбы народов (1998) и "За заслуги перед Отечеством IV степени" (2004). Оценкой многогранной деятельности художественного руководителя Кубанского казачьего хора стало присвоение ему высоких званий: заслуженный деятель искусств России (1977), народный артист России (1984) и Украины (1994), заслуженный деятель искусств Республики Адыгея (1993), лауреат Государственной премии России (1991) и Международной премии Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного (1999), академик Российской Гуманитарной академии и Петровской академии (Санкт- Петербург), действительный член (академик), Международной академии информатизации, являющейся ассоциированным членом ООН (1993). В. Г. Захарченко также награжден орденами "Знак Почета" (1981), Трудового Красного Знамени (1987), Дружбы народов (1998) и "За заслуги перед Отечеством IV степени" (2004).В. Г. ЗахарченкоВ. Г. Захарченко Всей своей деятельностью Государственный академический Кубанский казачий хор способствует возрождению и развитию богатого культурного наследия наших предков, духовному и патриотическому воспитанию населения. Всей своей деятельностью Государственный академический Кубанский казачий хор способствует возрождению и развитию богатого культурного наследия наших предков, духовному и патриотическому воспитанию населения.
СОЛИСТЫ
Юбилей ( )
2011-й – год двухвекового юбилея Государственного академического Кубанского казачьего хора. Это поистине уникальный творческий коллектив. Во всей России старше только Петербургская капелла имени М.И. Глинки (бывшая Придворная) и два театра – Малый в Москве и Александринский в Санкт-Петербурге. И дело не только в возрасте. Гораздо более важна та роль, которую сыграл Войсковой певческий – Кубанский казачий хор в становлении культуры приграничного южного региона Государства Российского й – год двухвекового юбилея Государственного академического Кубанского казачьего хора. Это поистине уникальный творческий коллектив. Во всей России старше только Петербургская капелла имени М.И. Глинки (бывшая Придворная) и два театра – Малый в Москве и Александринский в Санкт-Петербурге. И дело не только в возрасте. Гораздо более важна та роль, которую сыграл Войсковой певческий – Кубанский казачий хор в становлении культуры приграничного южного региона Государства Российского. В 1811 году в Черноморском войске по прошению духовного просветителя Черномории протоиерея Кирилла Россинского было создано два хора: Певческий – для церковного богослужения в храме, и Музыкантский, то есть духовой, а позже и симфонический оркестр – для проведения казачьих праздников, парадов, музыкального просвещения кубанцев. Поскольку певчие впервые сопровождали службу на Покрова Пресвятой Богородицы, 14 октября стали считать днём рождения Войскового хора и отмечали его ежегодно. В 1811 году в Черноморском войске по прошению духовного просветителя Черномории протоиерея Кирилла Россинского было создано два хора: Певческий – для церковного богослужения в храме, и Музыкантский, то есть духовой, а позже и симфонический оркестр – для проведения казачьих праздников, парадов, музыкального просвещения кубанцев. Поскольку певчие впервые сопровождали службу на Покрова Пресвятой Богородицы, 14 октября стали считать днём рождения Войскового хора и отмечали его ежегодно. Казаки – народ музыкальный и голосистый, особенно на Кубани. Нашлось немало самородков, которые стали петь в храме и играть в оркестре. Но любое искусство требует обучения, а духовное – ещё и образованности. Регенты направлялись на специальные курсы при Петербургской придворной капелле или приглашались из Московского синодального училища, из Петербургской консерватории. Они, в свою очередь, обучали казаков искусству пения, музыкальной грамоте, обиходу церковной службы, а неграмотных – ещё читать и писать. Ведь чуть ли не половину хора составляли мальчики, исполнявшие высокие голосовые партии. Не удивительно поэтому, что со временем при войсковых хорах откроется двухклассное училище с двумя отделениями – для музыкантов и певчих. Общение в столицах с первоклассными коллективами и передовыми русскими и зарубежными композиторами, безусловно, влияло по возвращении регентов на Кубань и на распространение прогрессивных педагогических веяний, и на исполнительский уровень музыкантов, и на их репертуар. Именно Войсковой хор впервые познакомил кубанцев с церковными сочинениями П.И. Чайковского и Н.А. Римского-Корсакова, А.Т. Гречанинова и А.А. Архангельского, Н.Н. Черепнина и П.Г. Чеснокова… Казаки – народ музыкальный и голосистый, особенно на Кубани. Нашлось немало самородков, которые стали петь в храме и играть в оркестре. Но любое искусство требует обучения, а духовное – ещё и образованности. Регенты направлялись на специальные курсы при Петербургской придворной капелле или приглашались из Московского синодального училища, из Петербургской консерватории. Они, в свою очередь, обучали казаков искусству пения, музыкальной грамоте, обиходу церковной службы, а неграмотных – ещё читать и писать. Ведь чуть ли не половину хора составляли мальчики, исполнявшие высокие голосовые партии. Не удивительно поэтому, что со временем при войсковых хорах откроется двухклассное училище с двумя отделениями – для музыкантов и певчих. Общение в столицах с первоклассными коллективами и передовыми русскими и зарубежными композиторами, безусловно, влияло по возвращении регентов на Кубань и на распространение прогрессивных педагогических веяний, и на исполнительский уровень музыкантов, и на их репертуар. Именно Войсковой хор впервые познакомил кубанцев с церковными сочинениями П.И. Чайковского и Н.А. Римского-Корсакова, А.Т. Гречанинова и А.А. Архангельского, Н.Н. Черепнина и П.Г. Чеснокова…
Искусство Кубанского хора ценили российские самодержцы. В сентябре 1861 года службу в Воскресенском войсковом соборе Екатеринодара посетил сам император Александр II-й и нашёл казачий певческий коллектив «замечательным по голосам и стройности исполнения», призвав войсковое начальство всячески поддерживать солистов. Заботиться о процветании талантливого коллектива повелевал и император Александр III-й. Осенью 1888 года царская семья участвовала в молебне Александро-Невского собора. Присутствовали императрица Мария Фёдоровна и наследник престола – будущий император Николай II-й. Александру так понравился Войсковой певческий хор, что он прослезился и, смахивая слезу, заметил: «Много я слышал замечательных хоров, даже в Вене, но такого профессионального – по содержанию и голосам – не припомню». По окончании певческой службы большинство казаков возвращались в родные станицы, где становились регентами местных церковных хоров или учителями пения в школах, причём, власти требовали от уроков пения, чтобы они не только удовлетворяли требованиям эстетического развития, но и служили «главной цели – воспитанию подрастающего поколения в истинно религиозном и национальном русском духе». С середины XIX века приходилось хору петь и вне храма. Состоятельные граждане приглашали хор за определенную плату для исполнения как духовных песнопений, так и светской музыки, казачьих песен. В 1901 году при Войсковом музыкантском хоре помимо духового появился и симфонический оркестр, численность которого иногда достигала 80-ти музыкантов. Для руководства оркестром из Москвы и Петербурга приглашались опытные итальянские и русские капельмейстеры. В репертуаре были оркестровые номера из опер Римского-Корсакова и Бородина, Вагнера и Верди, сюиты и оратории Гайдна и Грига, симфонии Бетховена. Особенной популярностью пользовались произведения Чайковского, исполнялись даже его Первый фортепианный концерт и Шестая симфония. Казачий коллектив стал выступать с общедоступными симфоническими вечерами по всей Кубанской области и в других казачьих регионах России. Редакция «Русской музыкальной газеты» охотно печатала об этом корреспонденции, с удовольствием отмечая, что войсковому коллективу удалось значительно поднять вкусы местной публики, настойчиво пропагандируя хорошую музыку. В мае 1913 года во время гастролей войскового симфонического оркестра по городам Кавказских Минеральных Вод произошла волнующая встреча коллектива с композиторами Александром Глазуновым и Сергеем Рахманиновым, которые в то время отдыхали в Ессентуках. Узнав, что казачий оркестр из Екатеринодара исполняет в концерте их произведения, они охотно пришли послушать и высказали немало добрых слов в адрес интересного творческого коллектива из провинции.
В начале ХХ века Войсковой певческий хор стал главным учреждением культуры Кубани, центром становления и развития на юге страны образцового пения, составлявшего большой пласт всего музыкального искусства России. Свидетельством важности для Кубани многолетней музыкально-профессиональной деятельности Войсковых хоров стало празднование в 1911 году их столетнего юбилея. Из разных станиц Кубани были приглашены в Екатеринодар 336 бывших войсковых музыкантов и певчих. Это они помогали казакам пением и музыкой «в минуты скорби и горя рассеивать мрачные думы, а в минуты радости полнее выражать восторг и ликованье». Ведь Войсковые певческий хор и оркестр были непременными участниками всех праздников и знаменательных событий. Наказный атаман Михаил Бабыч в юбилейном приказе по Кубанскому войску, отмечая значимость певческой службы казаков, подчёркивал, что многие десятилетия, приходя в войсковой собор и слушая чудесные напевы своего «дивного» церковного хора, казак «отрешался от житейских тревог, как бы внутренне очищался и набирался душевных сил, чтобы снова целые месяцы бороться на боевых линиях». Сохранившиеся документы и воспоминания очевидцев свидетельствуют о том, что к столетию Войсковых хоров готовились заблаговременно, была написана история коллектива, выпущен памятный серебряный знак, составлены праздничные церемониалы на площадях Екатеринодара, Тамани и других станиц Кубанской области. По существу, юбилей отмечали всю осень 1911 года, но центральными событиями стали три дня в сентябре – 25, 26 и 27 числа по старому стилю. После всенощного бдения, литургии и молебна парадом шли конные казаки, музыканты с литаврами и хоругвями. Ветеранам и гостям была устроена торжественная трапеза, а в Зимнем театре дан большой концерт, завершившийся Торжественной увертюрой Чайковского «1812 год». Специально к юбилею был поставлен и музыкальный спектакль Е.Д. Эспозито и Г.В. Доброскока «Казацки прадеды» на тему заселения Кубани запорожскими казаками. Словом, столетие Войскового певческого хора достойно отметили все жители Кубани. Последующие сто лет биографии уникального коллектива наполнены и серьёзными творческими удачами, и великими испытаниями, которые благодаря силе духа многих поколений музыкантов удалось не только преодолеть, но и значительно развить заложенные прадедами традиции, познакомив с ними весь мир. Сегодня Кубанский казачий хор знают и ценят президенты, деятели искусств, бизнес-элита, мировые звёзды и рядовые зрители на всех пяти континентах. Высоко подняв планку народного искусства, талантливый кубанский коллектив доказал актуальность таких понятий как патриотизм, историческая память и любовь к Отечеству!