Казаки ( козаки ) - группа преимущественно восточных славян, проживающая в южных степях Восточной Европы, России, Казахстана и Украины.
Т очное происхождение казаков неизвестно ; существует много теорий. Касоги, касахи, касаки - древний черкесский народ, заселявший территорию нижней Кубани в веках.
К концу 14 века образовались две крупные группы казаков, проживавших в низовьях Дона и Днепра.
К ним присоединилось заметное количество восточнославянских переселенцев из соседних к северу Московского и Литовского княжеств. К началу 16 века обе группы выросли в крупные вольные войска.
Донские казаки в союзе с Русским царством заселили низовья Волги, Яика и Терека, а также обширные территории в Сибири, и стали основой новых войск.
Днепровские казаки образовали Запорожскую Сечь.
В Сибири казаки появились в конце 16 века в составе гарнизонов первых русских острогов Тобольска, Березова, Пелыма, Сургута.
В первой половине 17 века казачьи партии вышли к Енисею и стали проводить разведку по его притокам, пробираясь на Чулым, Ангару, Абакан, Турухан.
На своем пути они закладывали новые укрепленные пункты, зимовья и остроги : Мангазею (1607 г.), Енисейск (1619 г.), Ачинск (1621 г.), Красноярск и Канск ( оба с 1628 г.).
В 17 веке казаки являлись главной и единственной силой в гарнизонах сибирских городов, крепостей и острогов ; были основным звеном, обеспечивающим государственное управление краем.
По роду своей службы казаки делились на городовых ( полковых ) и станичных казаков.
К городовым относились казаки, которые еще не обзавелись прочным хозяйством или отбывавшие службу в местах, отдаленных от их постоянного места жительства.
Станичные казаки несли службу в местах своего жительства, на пограничных постах и заставах. На службу казаки зачислялись с 16 лет и несли ее « до того времени, пока продолжать оную в силах ».
Круг служебных обязанностей казаков строго не регламентиро вался.
В 17 веке главными были военные функции захват новых сибирских земель, приведение в русское подданство местных племен и сбор с них ясака.
В первых периодах заселения новых территорий среди казаков преобладали одинокие и малосемейные. В условиях постоянной военной опасности развивалась только малая форма семьи, способная прокормить всех своих членов.
Особенности быта казаков - первопоселенцев и условия, в которых проходило заселение края, отражалось на форме их поселений.
На первых порах это были укрепленные поселения - станицы, окруженные частоколом, оборонительными валами и рвами, внутри которых располагались курени - землянки.
Для своих поселений казаки выбирали наилучшие стратегические места, используя естественные преграды – речные мысы, острова, крутые берега и защищенные оврагами и болотами.
Часть доходов казаки получали из военной добычи, часть – жалование государственное. К хозяйственной жизни относились охота, рыболовство, земледелие и скотоводство.
Казаки освоили и возделали огромные пространства Дона, Кубани, Терека и Приуралья.
В значительной мере это было сделано женскими руками. В экстремальных условиях приграничной жизни выковался особый тип женщины казачки.
Отношение к женщине у казаков всегда было особенным. Она являлась хранительницей семейного очага и традиций. Казачка ждала мужа домой. История помнит и боевые подвиги казачек. Отношение к женщине у казаков всегда было особенным. Она являлась хранительницей семейного очага и традиций. Казачка ждала мужа домой. История помнит и боевые подвиги казачек.
Казачка умела достойно встать с оружием в руках на защиту своих детей, куреня и станицы. При этом, она не теряла черт, присущих слабому полу : женственности и сердечности, кокетства и любви к нарядам.
Земля казаков являлась собственностью всей общины.
Общие вопросы жизни они обсуждали на общем круге ( собрании ). Там же выбирались атаманы и старшины.
Казаки строго соблюдали и сохраняли свои обычаи и порядки. Традиции и обычаи казачества дошли до наших дней.
Тот, кто не уважает обычаи своего народа, не хранит их в своем сердце, тот позорит не только свой народ, но, прежде всего не уважает самого себя, свой род, своих древних предков Тот, кто не уважает обычаи своего народа, не хранит их в своем сердце, тот позорит не только свой народ, но, прежде всего не уважает самого себя, свой род, своих древних предков.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.