ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
Экология человека – наука о взаимоотношении человека со средой обитания в различных аспектах(экономическом, техническом, социально-психологическом), призванная определить оптимальные условия существования человека, включая допустимые пределы его воздействия на окружающую среду
Концепция курса может быть представлена в виде четырех принципов:
1. Принцип стратегии человека
Интегрирует идеи космизма русских философов с естественнонаучными теориями и «точками согласия». Согласно этому принципу, человек – единственное чадо матери-Природы и отца-Космоса, наделенное ими сознанием, свободой воли и выбора, духом.
Единственной стратегией для человека – в природе, в обществе, в космосе – является антропоцентризм, понимаемый как добровольно, осознанно признаваемая ответственность за свои мысли и действия. Ответственность, в первую очередь, в виде личного нравственного, экологического императива, внутреннего стимула, который можно назвать совестью человечества
2. Принцип системного экологического мышления
Основан на практике, позволяющей видеть в любой локальной или глобальной проблеме систему, уметь с оптимальным разрешением отслеживать её под– и надсистемы, создавать мысленные модели иерархии связей, эволюции исследуемых систем, находить антисистемы. Основанный на системности мира, этот принцип включает и понятие асистемности, как диалектической составляющей единого качества мира(мир системен и асистемен одновременно). Это проявляется прежде всего в тайне, в непознанном
Для системного экологического мышления каждая система даже после подробнейшего анализа асистемна, то есть допускает случайность, непредсказуемость. В таком виде принцип системного подхода лежит в основе и структуре нашего курса и является основным навыком, формируемым на уроках
3.«Принцип третьего варианта», или «стратегии нелинейного мышления»
Способность к нелинейному мышлению – основа для сознательного выбора человека. Чем больше ответов на один вопрос, тем богаче выбор. Чем больше вопросов к одному утверждению, тем больше вероятность, что будет задан правильный вопрос. Мышление как бы освобождается, одновременно выявляя скрытую сущность вещей, существ, явлений или процессов
4. Принцип педагогики личности (экопедагогики)
Технологии и теории Обучение идет впереди развития и успешно только в зоне ближайшего развития ученика Субъектность ученика в образовательном процессе, отражающая сущность обучения как процесс самопознания, саморазвития и самоопределения личности Постулат теории и практики нейролингвистического программирования о том, что осознанное формирование понятийного аппарата человеком как основы продуктивного мышления происходит в точке пересечения минимум трех информационных каналов – визуального, аудиального, кинестетического Выбор содержания и технологии обучения на основе закономерностей возрастных изменений ведущей деятельности, мотивов, ориентирующих и адаптирующих ребенка в жизни
МОДУЛЬНАЯ СТРУКТУРА КУРСА
Мир вокруг человека Мир человека и его проблемы Как человек познает мир Учимся мыслить системно Человек в природе Здоровье без лекарств Природа в человеке
Мир внутри человека Феномен человека Личность, ее параметры Законы общения Этикет, правила и законы Успех в жизниОбщение через время и пространство
Человек в обществе Труд как способ выражения личности Искусство как способ выражения личности Человек в семье Человек в государстве Обобщение, творческие задания Человек в этносе
Этапы смены типов опорно-познавательной деятельности
Младшая школа (познание через чувства) вижуслышучувствую спрашиваюзапоминаю
5-6 классы (познание через опыт, эксперимент) наблюдаюразбираюсобираю измеряюсравниваю
7-8 классы (познание через понятия, термины) анализируюсистематизируюназываю вербализирую
9-11 классы (познание через мир мыслей, идей) объясняюоцениваюделаю выводы выбираю
Такая логика отвечает и требованиям последовательной смены позиции учителя. Идущий впереди своих учеников в младших классах, ведущий их как бы «за собой», в средних классах учитель на таких занятиях скорее равноправный участник и партнер по деятельности, а в старших классах учитель постепенно отходит на второй план, обеспечивая необходимую и достаточную свободу для саморазвития и самопознания ученика