Выпускная квалификационная работа на высшую категорию Автор: Дедловская Г.А. учитель английского языка Черкасской СОШ Саракташского района
Тема исследования Формирование коммуникативной компетенции в обучении письменной речи на уроках английского языка на старшем этапе.
Актуальность проблемы Данное направление недостаточно рассмотрено в методике преподавания иностранных языков. Овладение навыками письма и письменной речи является одним из главных элементов успешного изучения иностранного языка. Поэтому возникла реальная необходимость разработки рекомендаций учителям по развитию навыков письма учащихся на уроках английского языка и создания для этой цели системы упражнений.
Разработка системы упражнений для учащихся по развитию навыков письма на уроках английского языка. Цель проекта:
Задачи: 1.Проанализировать психолого - педагогическую литературу по обозначенной проблеме. 2. Опытным путём выявить условия для развития навыков письма на уроках английского языка.
Условия возникновения проблемы, становление опыта: Выбрано обучение письменной речи именно на старшем этапе. Выбрано обучение письменной речи именно на старшем этапе. В классах обучение иностранному языку должно способствовать развитию иноязычной коммуникативной компетенции. В классах обучение иностранному языку должно способствовать развитию иноязычной коммуникативной компетенции. В центре внимания - развитие культуры устной и письменной речи на иностранном языке В центре внимания - развитие культуры устной и письменной речи на иностранном языке
Критерии эффективности проекта: Осуществимость, т.е. степень трудности и объём усилий, которые необходимы для реализации проекта. Приемлемость, т.е. определение того, в какой мере результаты использования рекомендаций и системы упражнений способствуют развитию навыков письма. Системность, т.е. согласованность предложенных упражнений с программными требованиями, возможность использования данных рекомендаций на других уровнях обучения иностранным языкам. Обоснованность, т.е. учёт реальных ресурсов и возможностей, а также полученных результатов.
Этапы реализации и сроки их выполнения: I этап. Подготовительный. Сентябрь – октябрь 2007 года. Изучение психолого-педагогической литературы по обозначенной проблеме. Изучение различных источников информации с целью подбора инструментария для оценки уровня развития навыков письма. Диагностика развития навыков письма учащихся. Подбор специальных упражнений. Систематизация упражнений. II этап. Основной. Октябрь 2007 – октябрь 2008 г. Апробация системы упражнений по развитию навыков письма учащихся. III этап. Аналитический. Октябрь 2008 г. Повторная диагностика для выявления изменений в уровне развития навыков письма учащихся. Анализ полученных результатов с целью определения возможности использования данных рекомендаций в других классах, составления аналогичных систем упражнений на другом языковом материале.
Диаграмма результативности в начале эксперимента
Диаграмма результативности итогов эксперимента
Результативность (устойчивые положительные результаты деятельности) Практика подтвердила, что использование на уроках английского языка предложенной системы упражнений способствует развитию навыков письма учащихся, происходят качественные и количественные улучшения уровня развития навыков письма. Всё выше сказанное подтверждает целесообразность использования предложенной системы упражнений на уроках английского языка.
Выводы. Сбалансированное использование вышеописанных подходов позволяет организовать обучение письменной речи на иностранном языке с учетом всех психолингвистических этапов порождения речи, формальной и содержательной составляющих коммуникативной деятельности) Сбалансированное использование вышеописанных подходов позволяет организовать обучение письменной речи на иностранном языке с учетом всех психолингвистических этапов порождения речи, формальной и содержательной составляющих коммуникативной деятельности) Ориентация на процесс и на результат деятельности, самостоятельность учащихся в выборе содержания и языковой формы собственных творческих письменных произведений в виде стихов, сказок, рассказов и т.п. повышает мотивацию к изучению иностранного языка, что положительно сказывается на формировании коммуникативной и межкультурной компетенции учащихся на всех этапах овладения изучаемым языком. Ориентация на процесс и на результат деятельности, самостоятельность учащихся в выборе содержания и языковой формы собственных творческих письменных произведений в виде стихов, сказок, рассказов и т.п. повышает мотивацию к изучению иностранного языка, что положительно сказывается на формировании коммуникативной и межкультурной компетенции учащихся на всех этапах овладения изучаемым языком.