Романтизм Дидактические материалы для уроков литературы и мировой художественной культуры
Великая Французская революция – «праматерь» романтизма» - такое образное определение даёт этой целостной культурной традиции русский филолог Н.Я.Берковский
Главные эстетические принципы Неприятие реальной жизни Неприятие реальной жизни Исключительность романтического героя Исключительность романтического героя Природа как выражение стихийного начала жизни, прообраз Свободы Природа как выражение стихийного начала жизни, прообраз Свободы Культ прошлого: идеализация Античности и Средневековья Культ прошлого: идеализация Античности и Средневековья Интерес к фольклору Интерес к фольклору Экзотика дальних стран Экзотика дальних стран
Изобразительное искусство романтизма Герой эпохи: портретная живопись Герой эпохи: портретная живопись В борьбе со стихией: пейзажная живопись В борьбе со стихией: пейзажная живопись Культ прошлого: интерес к фольклору, идеализация Античности и Средневековья Культ прошлого: интерес к фольклору, идеализация Античности и Средневековья Современная жизнь глазами романтиков Современная жизнь глазами романтиков Экзотика Востока Экзотика Востока
Происхождение термина Поэт Вяземский в письме Жуковскому: «Романтизм, как домовой, многие верят ему, убеждение есть, что он существует, но где его приметить, как обозначить, как наткнуть на него палец?» Задание: Просмотрев несколько следующих слайдов, попробуйте дать ответ на вопрос поэта Вяземского
Портрет героя эпохи Попробуйте предположить кто он по роду занятий, по профессии? кто он по роду занятий, по профессии? Каков у него уровень общения, есть ли у него друзья? Каков у него уровень общения, есть ли у него друзья? как он чувствует себя в реальном мире, в повседневной действительности? как он чувствует себя в реальном мире, в повседневной действительности?
Исключительность романтического героя Внутренняя раздвоенность Внутренняя раздвоенность Одиночество в реальном мире Одиночество в реальном мире Поиски идеала и мечты Поиски идеала и мечты Жизнь в сфере эмоций и чувств Жизнь в сфере эмоций и чувств
«Романтический герой чувствует в себе отвагу кинуться наудачу в мир, нести всю земную скорбь и всё земное счастье, биться с бурями и не робеть при треске кораблекрушения» Иоганн Вольфганг Гёте
Шарль Бодлер поэт Шарль Бодлер поэт
Эжен Делакруа художник
Жуковский поэт
Бонапарт полководец
Шопен композитор
Кипренский художник
Задания по теме «Портрет эпохи романтизма» Создай электронную версию галереи портретов русских, английских, французских или немецких писателей и поэтов эпохи романтизма Создай электронную версию галереи портретов русских, английских, французских или немецких писателей и поэтов эпохи романтизма Сравни три автопортрета художника Ореста Кипренского, расскажи о его судьбе Сравни три автопортрета художника Ореста Кипренского, расскажи о его судьбе Попытайся создать компьютерную презентацию по теме: «Женский портрет эпохи романтизма» Попытайся создать компьютерную презентацию по теме: «Женский портрет эпохи романтизма»
Портрет – состояние души Романтическое двоемирие Романтическое двоемирие внешне внутренне внешне внутренне поза поза пейзаж пейзаж колорит колорит
Три автопортрета Ореста Кипренского
Стихия природы и человек Здесь ничего не ранит взор Колечком быть в её цепи телесной, Одной из тварей, - а душа в простор Стремится: в горы, к звёздам, в свод небесный, В ревущий океан, чтоб с ними слиться тесно. Джордж Гордон Байрон
Каспар Фридрих Странник над туманным морем Каспар Фридрих Странник над туманным морем
Эжен Делакруа Охота на львов в Марокко
Теодор Жерико Скачки в Эпсоме
Карл Брюллов Последний день Помпеи
Задания по теме Подберите стихотворения одного из поэтов - романтиков, в которых наиболее ярко, на ваш взгляд, выражается сущность романтизма. Подберите стихотворения одного из поэтов - романтиков, в которых наиболее ярко, на ваш взгляд, выражается сущность романтизма. Предлагаемые авторы: Предлагаемые авторы: Иоганн Вольфганг Гёте Генрих Гейне Иоганн Вольфганг Гёте Генрих Гейне Фридрих Шиллер Людвиг Тик Фридрих Шиллер Людвиг Тик Джордж Гордон Байрон Джон Китс Джордж Гордон Байрон Джон Китс Василий Жуковский Александр Пушкин Василий Жуковский Александр Пушкин Михаил Лермонтов Михаил Лермонтов
Пейзаж – катастрофа или пейзаж – очарование ?
Каспар Фридрих Руины монастыря
Иван Айвазовский Ледяные горы
Уильям Тёрнер Лондон Уильям Тёрнер Лондон
Каспар Фридрих Двое созерцающие луну
Теодор Жерико Плот «Медузы »
Каспар Фридрих Меловые скалы на острове Рюген
Иван Айвазовский Радуга
Эжен Делакруа Лодка Данте
Каспар Фридрих Одинокое дерево
Иван Айвазовский Кронштадт. Форт император Александр
Задание по теме «Пейзаж в романтической живописи» Попытайся написать эссе об одном из заинтересовавших тебя предложенных здесь полотен Попытайся написать эссе об одном из заинтересовавших тебя предложенных здесь полотен Составь галерею пейзажей одного из художников эпохи романтизма Составь галерею пейзажей одного из художников эпохи романтизма Предложи свой вариант компьютерной презентации по этой теме Предложи свой вариант компьютерной презентации по этой теме
Современность глазами романтиков Эжен Делакруа Греция на развалинах Миссолунги
Эжен Делакруа Свобода, ведущая народ
Антуан Гро Наполеон на Аркольском мосту
Орест Кипренский Портрет гусара Евграфа Давыдова
Франсиско Гойя Расстрел повстанцев
Эжен Делакруа Резня на Хиосе
Современность на полотнах романтиков Современность на полотнах романтиков Познакомься с историей создания одного из этих полотен. одного из этих полотен. Какие реальные события легли в основу этого произведения живописи? живописи? Кого автор картины делает героем своего произведения? своего произведения?.
Эпоха романтизма живо интересуется античностью и средневековьем
Задания по теме «Античность и Средневековье в произведениях романтиков» Подготовь рассказ об одном из Подготовь рассказ об одном из литературных произведений поэтов или литературных произведений поэтов или писателей – романтиков, действие которых писателей – романтиков, действие которых происходит в эпоху Средневековья происходит в эпоху Средневековья Расскажи об истории создания одного из Расскажи об истории создания одного из полотен художников, сюжет которого полотен художников, сюжет которого посвящён временам Древней Греции или посвящён временам Древней Греции или Древнего Рима Древнего Рима
Они с грустью вспоминают о старой доброй Англии Джон Констебль Сельский пейзаж Английских романтиков разочаровывает буржуазная действительность.
Джон Констебль Собор в Солсбери
Архитектура эпохи романтизма
Архитектура эпохи романтизма пытается возвратить ушедшее эклектика неоготика историзм неоренессанс необарокко
Парламент в Будапеште Архитектор Имре Штайндль
Чесменская церковь в Петербурге архитектор Юрий Фельтен
Окрестности Гатчины Приоратский дворец архитектор Николай Львов
Лютеранская церковь в Петербурге Архитектор Александр Брюллов
Британский парламент архитектор Чарльз Бэрри вид сверху в сумерках
Вокзал в Петергофе архитектор Николай Бенуа
Готическая капелла парк Александрия Петергоф архитектор Карл Шинкель
Коттедж в Петергофе архитектор Адам Менелас
Задание по теме «Архитектура эпохи романтизма» Попытайся создать выставку собственных фотографий архитектурных памятников эпохи романтизма, сделанных в Петербурге, пригородах или во время поездки по России или за границей Попытайся создать выставку собственных фотографий архитектурных памятников эпохи романтизма, сделанных в Петербурге, пригородах или во время поездки по России или за границей Попробуй воссоздать облик одного из архитектурных памятников эпохи романтизма средствами компьютерной графики Попробуй воссоздать облик одного из архитектурных памятников эпохи романтизма средствами компьютерной графики
Работа выполнена на курсе: «Информационные технологии в работе учителя-словесника» в РЦОКОиИТ. Преподаватели: к. п. н., член-корр. Академии информатизации образования, почетный работник образования РФ, доцент, преподаватель РЦОКОиИТ Горлицкая С. И. к. п. н., член-корр. Академии информатизации образования, почетный работник образования РФ, доцент, преподаватель РЦОКОиИТ Горлицкая С. И. к. п. н., профессор кафедры истории педагогики СПбАППО Федоров С. В. к. п. н., профессор кафедры истории педагогики СПбАППО Федоров С. В. к. п. н., методист РЦОКОиИТ Ээльмаа Ю. В. к. п. н., методист РЦОКОиИТ Ээльмаа Ю. В. Кирилюк Лидия Ивановна учитель русского языка и литературы школы 286 Адмиралтейского района Санкт- Петербурга