Вопросы воспитания и профориентации в школьном экономическом образовании Н.В. Топешкина, заместитель заведующего кафедрой экономики, с.н.с. ЦОА «Практическая экономика и предпринимательство» МИОО, к.э.н.
Актуальность вопросов воспитания и профориентации молодежи Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: « … среди главных задач современной школы - воспитание нравственно-патриотической личности, готовой к жизни в высокотехнологичном мире, инициативной, способной творчески мыслить, готовой к обучению в течение всей жизни и умеющей выбирать профессиональный путь…» ФГОС общего образования (проект): «… стандарт направлен на духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию обучающихся…» Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: «…важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание … высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России»
Проблемы воспитания и основные причины их возникновения Проблемы воспитанияПричины ценностная дезориентация в детской и подростковой среде дефицит духовно-нравственных идеалов обесценивание достижений предыдущих поколений отчуждение от производительного труда усиление тенденции к изоляции детской и молодежной субкультур от мира взрослых и т.д. Снижение воспитательной функции семьи Снижение внимания к вопросам воспитания у педагогов и в системе образования в целом: девальвация ценности воспитания в педагогическом сознании искажение методик воспитания доминирование мероприятийного подхода к воспитанию и т.д. Недооценка государством роли воспитания и образования в развитии общества, отношение к образованию как «образовательной услуге», отсутствие системного подхода к вопросам воспитания подрастающего поколения
Виды воспитания Духовно-нравственное Духовно-нравственное Патриотическое Патриотическое Физическое Физическое Эстетическое Эстетическое Трудовое Трудовое Экономическое Экономическое Гражданское Гражданское Правовое Правовое Экологическое Экологическое и т.д. и т.д.
Практико-ориентированное экономическое образование и воспитание школьников Направления обучения и формы работыВиды воспитания Изучение теоретических основ экономики (выбор, ограниченность и необходимость экономии ресурсов и т.д.) Экономическое, духовно- нравственное, экологическое Изучение истории предпринимательства и финансов России, традиций благотворительности и служения Отечеству Духовно-нравственное, патриотическое, гражданское, экономическое Изучение правовых основ потребительского, финансового поведения и предпринимательства Правовое, гражданское, духовно-нравственное Школьные предпринимательские проекты Экономическое, трудовое, духовно-нравственное, экологическое Благотворительные ярмарки и акции школьников, пожертвования детским домам, на строительство и восстановление храмов Духовно-нравственное, трудовое, гражданское Посещение предприятий и финансовых организаций, встречи с предпринимателями Экономическое, трудовое и др.
Актуальность профориентационной работы Потребности общества в эффективной социализации молодежи Потребности общества в эффективной социализации молодежи Жесткие требования рынка труда к специалистам Жесткие требования рынка труда к специалистам Потребности учащихся и их родителей в овладении молодежью навыками профессионального самоопределения и выбора жизненной стратегии Потребности учащихся и их родителей в овладении молодежью навыками профессионального самоопределения и выбора жизненной стратегии Потребности системы образования в совершенствовании образовательного результата Потребности системы образования в совершенствовании образовательного результата
Основные цели и задачи профориентационной работы ЦелиЗадачи Социализация и социальная адаптация молодежи Информирование учащихся о профессиях Рекомендации по направлениям профессиональной деятельности с учетом индивидуальных особенностей Овладение учащимися начальными профессиональными навыками и компетенциями Профессиональное самоопределение учащихся Осознанный выбор учащимися профессии с учетом индивидуальных особенностей и потребностей рынка труда, конкурентоспособность выпускников
ЭПОС: направления работы и результаты Направление работыРезультатыДостижение цели Практико- ориентированное обучение школьников: - ОПЗ; - основам финансовой грамотности; - основам предпринимательства Социально-экономические компетенции: постановка цели; анализ экономической и финансовой ситуации; умение работать в команде; способность к самообразованию и др. Потребительская и финансовая безопасность Предпринимательский подход НОВЫЙ ЭФФЕКТ СОЦИАЛИЗАЦИИ и ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ, КОНКУРЕНТО- СПОСОБНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ Воспитание школьников системный подход деятельностный подход Целостность процесса обучения Формирование социально- ответственной личности Профессиональная ориентация нового типа системный подход деятельностно- компетентностный подход активное привлечение ЭПОС-партнеров Представление о реальном мире профессий и рынке труда Овладение начальными профессиональными навыками Осознанный выбор профессии