Актуальные вопросы развития туриндустрии в России Ю.А. Барзыкин Вице-президент Российского Союза туриндустрии, Председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности, к.э.н. Общероссийская конференция РСТ мая 2011 года
Source: World Tourism Organization (UNWTO) Слайд : быстрый подъем туристской активности Мир: въездной туризм Международные туристские прибытия (млн.)
Source: World Tourism Organization (UNWTO) Мир Европа Азия и Тихоок. регион Америк. регион АфрикаБлижний Восток Международные туристские прибытия (% изменение) Слайд 3 Международный туризм в 2010 году: результаты по регионам
1.0 млрд. 935 млн. 1.6 млрд. 534 млн. Слайд 4 Прогноз 2020: мир (ЮНВТО)
Слайд 5 Данные Всемирного экономического форума (WEF) 2010 года Россия заняла 59 место среди 133 стран по конкурентоспособности туристического сектора экономики Россия заняла 59 место среди 133 стран по конкурентоспособности туристического сектора экономики Первые пять мест в рейтинге занимают Швейцария, Австрия, Германия, Франция и Канада Первые пять мест в рейтинге занимают Швейцария, Австрия, Германия, Франция и Канада Россия занимает 4 место из 133 стран по «наличию природных туристских ресурсов мирового значения» Россия занимает 4 место из 133 стран по «наличию природных туристских ресурсов мирового значения» 9 место по «культурным туристских ресурсов мирового значения» 9 место по «культурным туристских ресурсов мирового значения» 127 место по показателю «приоритет сектора туризма для государства» (одно из последних мест) 127 место по показателю «приоритет сектора туризма для государства» (одно из последних мест) 83 место по «государственным расходам на туризм» 83 место по «государственным расходам на туризм»
Слайд 6 Отдельные показатели деятельности туриндустрии в России в 2010 году Росстат: данные за 2010 г. : Росстат: данные за 2010 г. : выезд – 13, 1 млн. российских граждан + 38 % выезд – 13, 1 млн. российских граждан + 38 % въезд – 2,4 млн. иностранных граждан +14,3 % въезд – 2,4 млн. иностранных граждан +14,3 % внутренний туризм – 32,1 млн. человек +0,5 % внутренний туризм – 32,1 млн. человек +0,5 % объем платных и гостиничных услуг 203,2 млрд. рублей + 1,6 % объем платных и гостиничных услуг 203,2 млрд. рублей + 1,6 % средства размещения - 12,8 тыс. +3,2% средства размещения - 12,8 тыс. +3,2% доля туризма в ВВП страны 3 %, с учетом смежных отраслей 6,5 % доля туризма в ВВП страны 3 %, с учетом смежных отраслей 6,5 % Минспорттуризм РФ прогнозирует: Минспорттуризм РФ прогнозирует: дальнейший рост числа туристских поездок за рубеж дальнейший рост числа туристских поездок за рубеж увеличение объёмов продаж на рынке выездного туризма увеличение объёмов продаж на рынке выездного туризма внутренний туризм - постепенный рост поездок внутренний туризм - постепенный рост поездок
Слайд 7 Въездной и выездной туризм Направляющие страны Объём турпотока в 2010 г. (тыс. чел.) Изменение к 2009 г. (%) Финляндия 139,2-7,0 Швеция 22,1-22,0 Эстония 34,6+2,0 Германия 347,2+4,0 Норвегия 22,5-19,0 Принимающие страны Объём турпотока в 2010 г. (тыс. чел.) Изменение к 2009 г. (%) Финляндия 709,0+27,0 Швеция 25,3+30,0 Эстония 11,5+40,0 Германия 470,7+30,0 Норвегия 12,8-9
Слайд 8 Количество туроператоров в России (по данным Ростуризма) В Едином федеральном реестре туроператоров в 2011 г. включено 4465 компаний (- 128), из них: В Едином федеральном реестре туроператоров в 2011 г. включено 4465 компаний (- 128), из них: в сфере внутреннего туризма работает 1873 туроператора в сфере внутреннего туризма работает 1873 туроператора въездным туризмом занимается 642 компании въездным туризмом занимается 642 компании в сфере выездного туризма работает 1950 компаний в сфере выездного туризма работает 1950 компаний Способы финансового обеспечения деятельности туроператоров: Способы финансового обеспечения деятельности туроператоров: банковская гарантия – 30 туроператоров (1 %) банковская гарантия – 30 туроператоров (1 %) договор страхования – 4435 туроператоров (99 %) договор страхования – 4435 туроператоров (99 %) По размеру финансового обеспечения: По размеру финансового обеспечения: 100 млн. рублей – млн. рублей – млн. рублей – млн. рублей – млн. рублей – млн. рублей – млн. рублей млн. рублей - 642
Слайд 9 Крупнейшие российские проекты в сфере туризма: ФЦП "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации ( годы)"Распоряжение Правительства РФ N 1230-р от ) ФЦП "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации ( годы)" (Распоряжение Правительства РФ N 1230-р от ) в 2011 г.: 8 проектов 6 субъектов РФ в 2011 г.: 8 проектов 6 субъектов РФ 7 (+7) особых экономических зон туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ) 7 (+7) особых экономических зон туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ) XXII Олимпийские зимние игры 2014 года в г. Сочи XXII Олимпийские зимние игры 2014 года в г. Сочи саммит стран - участниц Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в 2012 г. в г. Владивостоке на острове Русском саммит стран - участниц Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в 2012 г. в г. Владивостоке на острове Русском всемирная летняя Универсиада в 2013 г. в г. Казани всемирная летняя Универсиада в 2013 г. в г. Казани проведение 21 чемпионата мира ФИФА по футболу в 2018 г. проведение 21 чемпионата мира ФИФА по футболу в 2018 г. 16 стадионов в 13 городах России 16 стадионов в 13 городах России
Слайд 10 Основные тенденции развития туристского рынка Усиление регионального развития и появление новых центров на туристском рынке России Развитие IT-технологий, интернет-порталов и online-продаж Сокращение продолжительности турпоездок и совмещение различных видов отдыха Постепенное смещение спроса от массового к индивидуальному Укрупнение и вертикальная интеграция российских туроператоров Повышение спроса на качественные лечебно-оздоровительные услуги, круизные и экскурсионные туры Снижение рентабельности продаж Восстановление и развитие MICE туризма
Слайд 11 Основные проблемы развития туризма в России 1. Рост транспортных тарифов и стоимости гостиничных услуг, связанный с ростом коммунальных тарифов, процентных ставок по кредитам, многократным ростом ставок налога на землю 1. Рост транспортных тарифов и стоимости гостиничных услуг, связанный с ростом коммунальных тарифов, процентных ставок по кредитам, многократным ростом ставок налога на землю 2. Моральный и физический износ туристской инфраструктуры, отсутствие эффективных механизмов стимулирования инвестиций в ее развитие 2. Моральный и физический износ туристской инфраструктуры, отсутствие эффективных механизмов стимулирования инвестиций в ее развитие 3. Несовершенство действующей нормативно–правовой базы предпринимательской деятельности в сфере туризма 3. Несовершенство действующей нормативно–правовой базы предпринимательской деятельности в сфере туризма 4. Недостаточность экономических стимулов развития въездного и внутреннего туризма 4. Недостаточность экономических стимулов развития въездного и внутреннего туризма 5. Существование визового режима с экономически развитыми странами, сложного миграционного учета 5. Существование визового режима с экономически развитыми странами, сложного миграционного учета 6. Недостаточность национального рекламного бюджета на продвижение туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках 6. Недостаточность национального рекламного бюджета на продвижение туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках 7. Дефицит квалифицированных кадров, в частности, со средним специальным образованием, несовершенство образовательных стандартов и др. 7. Дефицит квалифицированных кадров, в частности, со средним специальным образованием, несовершенство образовательных стандартов и др.
Source: World Tourism Organization (UNWTO) Слайд 12 Риски ухудшения ситуации (ЮНВТО) 1.Высокий уровень безработицы – рост потребительской неуверенности 2.Ожидаемое повышение процентных ставок 3. Рост уровня инфляции 4. Сокращение бюджета, введение мер жесткой экономии 5. Увеличение налогов на путешествия
Слайд 13 Основные причины потребительских конфликтов и рисков на рынке туруслуг Нестабильная социально-экономическая и политическая ситуация на основных туристских дистинациях (Египет, Тунис и др.) Нестабильная социально-экономическая и политическая ситуация на основных туристских дистинациях (Египет, Тунис и др.) Природные и техногенные катастрофы (Исландия, Япония, Таиланд и др.) Природные и техногенные катастрофы (Исландия, Япония, Таиланд и др.) Повышение стоимости на энергоносители (топливо) Повышение стоимости на энергоносители (топливо) Неисполнение обязательств по договору оказания туруслуг Неисполнение обязательств по договору оказания туруслуг Становление системы безопасности в туризме Становление системы безопасности в туризме Несовершенство российского рынка туруслуг в новых экономических условиях, в том числе: Несовершенство российского рынка туруслуг в новых экономических условиях, в том числе: сформированных турпродуктов сформированных турпродуктов системы страхования системы страхования корпоративного взаимодействия и др. корпоративного взаимодействия и др.
Слайд 14 Система мер по стабилизации рынка туруслуг (ЮНВТО) 1.Изучать рынок и быстро реагировать 2.Укреплять партнерские отношения и «сотрудничество конкурентов» 3.Внедрять инновации и технологии 4.Усиливать поддержку внутри регионов и между регионами 5.Включить туризм в программы стимулов и инфраструктуры 6.Снизить налоговые и визовые барьеры, препятствующие росту 7.Совершенствовать продвижение туризма и эффективнее использовать основные мероприятия
Слайд 15 Меры по совершенствованию предпринимательства в сфере туризма 1. Выработка действенных механизмов взаимодействия на рынке, создание системы коллективной безопасности 1. Выработка действенных механизмов взаимодействия на рынке, создание системы коллективной безопасности 2. Формирование новых направлений и технологий развития бизнеса, высокотехнологичных турпродуктов со сбалансированным соотношением «цена-качество» 2. Формирование новых направлений и технологий развития бизнеса, высокотехнологичных турпродуктов со сбалансированным соотношением «цена-качество» 3. Активное продвижение на рынке и эффективная рекламная политика 3. Активное продвижение на рынке и эффективная рекламная политика 4. Реструктуризация и реформирование бизнеса, оптимизация налоговых платежей 4. Реструктуризация и реформирование бизнеса, оптимизация налоговых платежей 5. Сокращение затрат, минимизация рисков, совершенствование бизнес-процессов 5. Сокращение затрат, минимизация рисков, совершенствование бизнес-процессов 6. Внедрение IT-технологий, совершенствование интернет- порталов, расширение доступа к российским и международным системам on-line бронирования 6. Внедрение IT-технологий, совершенствование интернет- порталов, расширение доступа к российским и международным системам on-line бронирования 7. Повышение квалификации персонала 7. Повышение квалификации персонала
Спасибо за внимание