Разработка урока по биологии для 6-го класса Недосекина Светлана Николаевна, учитель биологии ГБОУ СОШ , г. Москва Плоды и семена
Задачи урока Сформировать понятие о плоде, как важном генеративном органе растения Познакомить учащихся с разнообразием плодов и семян Показать различные приспособления плодов и семян к распространению растений Раскрыть значение плодов и семян
Оборудование Опорные слайды Таблицы «Сочные и сухие плоды», «Строение плода» Коллекция плодов и семян, муляжи плодов Ход урока I. Проверка знаний: фронтальный опрос с опорными слайдами.
1. Что такое опыление? 2. Какое опыление называется перекрестным и почему? 3. Какими признаками обладают насекомоопыляемые растения? 4. Какими признаками обладают растения, опыляемые ветром? 5. Что такое самоопыление? 6. Как можно искусственно опылять растения? 7. Что образуется в цветке после опыления и оплодотворения?
Опыление – это перенос пыльцы из пыльника тычинки на рыльце пестика.
Перекрестное опыление – это перенос пыльцы с тычинок одного цветка на рыльце пестика другого цветка.
Насекоопыляемые растения имеют яркие пахучие цветки, в них выделяется сладкий нектар или образуется много пыльцы, которой питаются насекомые и другие животные.
У ветроопыляемых растений цветки мелкие, без ярких красок, запаха нектара, собраны в длинные и качающиеся соцветия. В тычинках сыпучая, легкая, липучая пыльца и образуется ее много. Ольха Береза
Самоопыление – перенос пыльцы на рыльце пестика того же самого цветка до цветения, в бутонах. При самоопылении у потомства проявляются признаки лишь одного родителя. Помидоры Пшеница Лен
Искусственное опыление применяется для выведения новых сортов растений. В этом случае человек переносит пыльцу с тычинок на пестики цветков.
После опыления происходит оплодотворение и из завязи начинает развиваться плод, а в нем – семена.
II. Изучение новой темы (рассказ учителя) Плод – важнейший генеративный орган цветковых растений 1. Строение плода Плод состоит из семян и околоплодника. Околоплодник Наружная часть плода Развивается из стенок завязи
Околоплодник у одних растений становится мясистым, сочным или волокнистым, у других – твердым. Орех Персик
В околоплоднике идет накопление запасных питательных веществ: сахаров, белков витаминов, жиров, различных ароматических веществ, органических кислот. Семена защищены околоплодником и находятся в плоде, поэтому цветковые растения называют покрытосеменными растениями.
Виды плодов Сочные, сухие Односемянные, многосемянные Вскрывающиеся и невскрывающиеся По особенностям околоплодника плоды делятся на сухие и сочные. По количеству семян в плодах различают плоды многосемянные и односемянные. По способу рассыпания – вскрывающиеся и невскрывающиеся.
Односемянные (зерновка, орех, семянка, крылатка) СочныеСухие Односемянные (костянка) Многосемянные (боб, стручок, коробочка) Многосемянные (ягода, тыквина, померанец, яблоко) Невскрывающиеся Вскрывающиеся Плоды 2.Беседа с элементами рассказа учителя; демонстрация таблиц; ознакомление учащихся с коллекцией плодов и семян
3. Обобщающая беседа: способы распространения плодов и семян растений; приспособление плодов и семян к распространению; значение плодов и семян для человека.
Растения образуют большое число семян, одно растение белой лебеды образует около 100 тыс. семян в год, белены – около 500 тыс., тополя – около 27 млн. семян. Огромное число семян у цветковых растений – это приспособление к их выживанию. Семена рассеиваются и только часть их попадает в благоприятные условия, прорастает и из них развиваются взрослые растения. Многообразные приспособления к распространению у плодов и семян выработались в результате длительного развития растительного мира на Земле.
Значение плодов и семян С помощью плодов и семян происходит размножение и расселение семян Плоды и семена человек использует в пищу, на корм скоту, в медицине и промышленности Для получения плодов и семян человек выращивает зерновые культуры (хлебные злаки и зернобобовые), плодовые деревья и ягодные кустарники, а также овощные, технические, лекарственные, эфиромасличные и другие растения
III. Закрепление знаний о плоде как о генеративном органе; о функциях плодов и семян; о многообразии плодов; о способах распространения плодов и семян; о значении их распространения. Домашнее задание § 24, рабочая тетрадь 1-3; повторить § 22-23
Литература для разработки урока: 1. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Учебник «Биология», 6 класс 2. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Методическое пособие «Биология», 6 класс 3.