Воспитание толерантной личности
16 ноября – международный День толерантности
Принципы толерантности 1. Сотрудничество, дух партнерства 2. Готовность мириться с чужим мнением 3. Уважение человеческого достоинства 4. Уважение прав других 5. Принятие другого таким, какой он есть 6. Способность поставить себя на место другого 7. Уважение права быть иным 8. Признания многообразия 9. Признания равенства других 10. Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению 11. Отказ от доминирования, причинения вреда, насилия
Из послания президента РФ Медведева Д.А. к Федеральному собранию от 5 ноября 2008 года «…межнациональный мир – это одна из главных наших ценностей. У нас исторически сложился уникальный и богатейший опыт толерантности и взаимного уважения. В то же время сохраняются проблемы, способные обострять межэтнические, межконфессиональные отношения»
Тест эмоций
Функции толерантности мирообеспечивающая мирообеспечивающая - определяет многомерность среды и разнообразных взглядов; - обеспечивает гармоничное мирное сосуществование представителей, отличающихся друг от друга по различным признакам; - служит общественным гарантом неприкосновенности и ненасилия по отношению к различного рода меньшинствам и легализует их положение с помощью закона.
регулирующая регулирующая - позволяет сдержать неприязнь в сочетании с отложенной позитивной реакцией, либо заменить ее на позитивную; - предоставляет конструктивный выход из конфликтных ситуаций; - ориентирует отношения на соблюдение равноправия, уважения, свободы.
психологическая психологическая - служит основой для нормализации психологической атмосферы в группе, обществе (атмосфера доверия, уважения, признания, поддержки); - формирует и развивает этническое самосознание; - обеспечивает этническую и социальную самоидентификацию; - поддерживает и развивает самооценку личности, группы; - снижает порог чувствительности к неблагоприятным факторам, фрустрационным ситуациям.
воспитательная воспитательная - обеспечивает передачу опыта позитивного социального взаимодействия и опыта человечества в целом; - является совершенным образцом организации жизнедеятельности в социуме; - обеспечивает успешную социализацию; - развивает нравственное понимание, сопереживание, умение лояльно оценивать поступки других.
коммуникативная коммуникативная - развивает готовность к общению, сотрудничеству и пониманию; - позволяет установить конструктивное общение с представителями различных групп, иного мировоззрения. культуросохраняющая культуросохраняющая - обеспечивает сохранение и преувеличение культурного опыта группы, этноса, общества.
креативная креативная - обеспечивает возможность творческого преобразования окружающей действительности; - создает условия для безопасного проявления дивергентности, творческой активности; - создает условия для творческого самоутверждения. фелицитологическая фелицитологическая - позволяет получить счастье от общения с иными представителями и осознание своей индивидуальности, от признания группой и миром в целом.
Формы дискриминации обучающихся, которые можно выявить и преодолеть на уровне отдельно взятой школы: широко распространено и укоренено в школах отношение к ребенку в зависимости от его учебной успешности ("отличник", "хорошист", "двоечник", "сильный", "слабый", "средний" ученик); широко распространено и укоренено в школах отношение к ребенку в зависимости от его учебной успешности ("отличник", "хорошист", "двоечник", "сильный", "слабый", "средний" ученик);
педагоги не знают, не принимают детскую и молодежную субкультуру, вообще педагоги не знают, не принимают детскую и молодежную субкультуру, вообще отрицают ее как таковую, (а говорят, в хорошей школе большинство учителей отрицают ее как таковую, (а говорят, в хорошей школе большинство учителей "билингвы", т.е. они знают язык другой субкультуры, ориентируются в ее обычных правилах); "билингвы", т.е. они знают язык другой субкультуры, ориентируются в ее обычных правилах);
нередко отношение к учащемуся определяется социальным статусом его родителей; нередко отношение к учащемуся определяется социальным статусом его родителей; встречаются факты дискриминации детей по национальному признаку. встречаются факты дискриминации детей по национальному признаку.
"Каждый момент в его (ребенка) жизни достоин понимания и уважения, так же, как и в нашей, ибо для него он значим ничуть не менее. Необходимо принимать и то, что ребенок чего-то не знает, его Право (выделено нами) заключается в том, чтобы спросить и получить ответ, помощь. Если он хочет совершить выбор - не давайте ему свой, а предоставьте максимум возможных, известных вам, он выберет один и, совершив его, оценит себя". Януш Корчак "Каждый момент в его (ребенка) жизни достоин понимания и уважения, так же, как и в нашей, ибо для него он значим ничуть не менее. Необходимо принимать и то, что ребенок чего-то не знает, его Право (выделено нами) заключается в том, чтобы спросить и получить ответ, помощь. Если он хочет совершить выбор - не давайте ему свой, а предоставьте максимум возможных, известных вам, он выберет один и, совершив его, оценит себя". Януш Корчак
Приемы воспитания толерантности Первая группа приемов связана с организацией деятельности детей в классе Первая группа приемов связана с организацией деятельности детей в классе Вторая группа связана с организацией диалоговой рефлексии Вторая группа связана с организацией диалоговой рефлексии Третья группа связана с использованием художественной литературы, кинофильмов и т. д. Третья группа связана с использованием художественной литературы, кинофильмов и т. д.
Формы толерантности личная личная общественная, проявляющаяся в морали, нравах, менталитете, сознании общественная, проявляющаяся в морали, нравах, менталитете, сознании государственная, отраженная в законодательстве, политической практике государственная, отраженная в законодательстве, политической практике
Прием «Поиск толерантной позиции» Согласно Э. Берну, существует четыре жизненные позиции по отношению к себе и другим: Я - о'кей, ты - о'кей. Это позиция вполне здоровой личности, символизирующая достойную жизнь, позиция Героев и Принцев, Героинь и Принцесс. Я - о'кей, ты - о'кей. Это позиция вполне здоровой личности, символизирующая достойную жизнь, позиция Героев и Принцев, Героинь и Принцесс. Я - о'кей, ты - не о'кей. Я - Принц, а ты - Лягушка. Это позиция превосходства, надменности, нетерпимости по отношению к людям, которых человек считает недостойным себя. Я - о'кей, ты - не о'кей. Я - Принц, а ты - Лягушка. Это позиция превосходства, надменности, нетерпимости по отношению к людям, которых человек считает недостойным себя. Я - не о'кей, ты - о'кей. Это позиция неудачника, который потерял веру в себя, занимается самоуничижением и самоедством. Я - не о'кей, ты - о'кей. Это позиция неудачника, который потерял веру в себя, занимается самоуничижением и самоедством. Я - не о'кей, ты - не о'кей. Это позиция безнадежности, отчаяния, потери жизненного смысла. Я - не о'кей, ты - не о'кей. Это позиция безнадежности, отчаяния, потери жизненного смысла.
Результаты анкетирования Участвовал ли ты в делах, которые шли вразрез с интересами ребят твоего класса? Участвовал ли ты в делах, которые шли вразрез с интересами ребят твоего класса? Старался ли ты избежать драки в школе, если представлялась такая возможность? Старался ли ты избежать драки в школе, если представлялась такая возможность? Нет 98 Да 34 Да 76 Нет 56
Можешь ли ты устоять, если предоставляется такая возможность, пройти в школу без второй обуви? Можешь ли ты устоять, если предоставляется такая возможность, пройти в школу без второй обуви? Мучает ли тебя совесть за то, что приходилось лгать? Мучает ли тебя совесть за то, что приходилось лгать? Да 79 Нет 53 Да 114 Нет 18
Стремишься ли ты вести себя так, чтобы не давать повода для замечаний со стороны учителей? Стремишься ли ты вести себя так, чтобы не давать повода для замечаний со стороны учителей? Переживаешь ли, если по каким либо причинам приходилось пропускать уроки? Переживаешь ли, если по каким либо причинам приходилось пропускать уроки? Да 124 Нет 8 Да 96 Нет 36
Совершая тот или иной поступок, думаешь ли о том, как оценит его коллектив класса? Совершая тот или иной поступок, думаешь ли о том, как оценит его коллектив класса? Проявляешь ли инициативу в создании уюта в классе, в школе? Проявляешь ли инициативу в создании уюта в классе, в школе? Если да, то что конкретно? Принесла цветы – 2 Утепляю окна – 9 Все, что могу – 2 Делаю ремонт класса – 7 Уборка – 8 и т.д. Да 111 Нет 21 Да 109 Нет 23
Приходилось ли тебе объясняться по поводу своего поведения в милиции? Приходилось ли тебе объясняться по поводу своего поведения в милиции? Как ты оцениваешь поступки тех, кто пачкает стены и лестницы в коридорах? Как ты оцениваешь поступки тех, кто пачкает стены и лестницы в коридорах? Осуждаю -66 Осуждаю -66 Стремлюсь устранить испорченное -32 Стремлюсь устранить испорченное -32 Никак - 34 Никак - 34 Нет 127 5
Твои предложения по наведению порядка в коридоре Твои предложения по наведению порядка в коридоре Соблюдать правила, не бегать – 16 Соблюдать правила, не бегать – 16 Наказывать – 12 Наказывать – 12 Стены были чистыми - 13 Стены были чистыми - 13 Чистить стены на классных часах – 4 Чистить стены на классных часах – 4 Слушаться дежурных – 3 Слушаться дежурных – 3 Больше честных дежурных – 15 Больше честных дежурных – 15 Больше злых техничек – 1 Больше злых техничек – 1 Вызвать к директору – 1 Вызвать к директору – 1 Чтобы чистили сами, кто пачкает -2 Чтобы чистили сами, кто пачкает -2 Диван – 31 Диван – 31 Зеркало -8 Зеркало -8 Стену сделать электрошоком = 2 Стену сделать электрошоком = 2 Не знаю – 4 Не знаю – 4 Мне все равно - 2 Мне все равно - 2