Мир неформальных движений многообразен и ярок. В то же время можно выделить общие черты и классифицировать субкультуры. Изучение наиболее распространенных и многочисленны неформальные движения я начал с мировых субкультур, так как это позволит определить их специфику в России и в селе Моховое. Субкультуры в селе Моховое слабо развиты. История происхождения субкультур мало интересна молодежи, их характеристику молодые люди знают поверхностно.
Изучить наиболее популярные молодежные субкультуры: их деятельность, мировоззрение, внешнюю атрибутику. Выяснить отношение общества к представителям молодежных субкультур. Исследовать причины вступления молодых людей в молодежные неформальные объединения.
Показать особенности развитии неформальных движений в мире, в России, а также в селе Моховое Предложить собственные решения существующей проблемы.
- Связанные с музыкой, музыкальные фанаты, последователи культуры музыкальных стилей: рокеры, металлисты, панки, готы, рэперы, транс- культура. -Отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни: готы, хиппи, панки, растаманы. -Связанные со спортом: спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит – байкеры, байкеры. - Связанные с играми, уходом в другую реальность: ролевики, толкиенисты, геймеры.
-Связанные с компьютерными технологиями: кракеры, хакеры, юзера, те же геймеры. -Враждебно или асоциально настроенные группы: панки, скинхэды, гопники, люберы, нацисты, а также периодически: футбольные фанаты и металлисты. -Религиозные объединения: сатанисты, секты, кришнаиты. - Группы современного искусства: графиттеры, брейк- дансеры, просовременные художники, скульпторы, музыкальные группы.
-Элита: мажоры, рейверы. -Антикварные субкультуры: битники, роккабильщики. -Субкультура масс или контркультура: гопники, реднеки. -Социально-активные: общества защиты истории и окружающей среды, пацифисты.
Вывод: Классифицировать субкультуры сложно, изучая тему, я нашёл много классификаций. Перечислю лишь те, которые на мой взгляд являются наиболее точными. По социально-правовому признаку : 1) просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности. Например: группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды. 2) социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам. Например: музыкальные и спортивные фанаты. 3) асоциальные - хиппи, панки, преступные группировки, наркоманы и т.п.
Молодежные субкультуры в современной России охватывает в основном школьников старших классов и студентов. каждый пятый молодой человек в возрасте от 14 до 30 лет хотя бы раз совершил правонарушение или преступление. И это тоже связано со спецификой молодежных субкультур в России. Так, около 9% от всей численности подростковых группировок наркоманы и токсикоманы.
Новые веяния в российском обществе обусловливают смену принятых установок. Формирование подростковых субкультур в России имеет свои специфические причины, отличные от стран Запада. Прежде всего, это социальная и экономическая неустойчивость общества. Экономический подъем, наблюдавшийся в последние годы, а теперь и спад ( связанный с мировым экономическим кризисом) принципиально картину не изменил.
Субкультуры хоть и пришли из Запада, но нашу молодежь волнуют не те потребности, которые стимулируют различные молодежные движения на Западе, а проблема преодоления жизненных трудностей, порой и просто физического выживания. Во-вторых, наиболее желанной перспективой для сегодняшних подростков представляется быстрое достижение престижного социального положения.
Уровень представленности в нашем селе тех или иных субкультур можно проследить по следующей диаграмме.
Ди-джеи. Делают клубную музыку. Ставят на дискотеке музыку. Проводят дискотеки. Обмениваются музыкой. Слушают клубную музыку. Хорошо разбираются в музыке. Танцуют. Пьют пиво Тасуются на дискотеке. Панки. Слушают рок музыку. Употребляют спиртное. Курят в общественных местах. Выбривают ирокезы, красят волосы. Бьют прохожих. Беспределят. Носят «косухи». Не моются. Веселятся. Общаются. Употребляют наркотики. Готы. Одеваются, красятся в черное. Ходят на кладбище. Слушают готическую музыку. Пессимисты, думают о смерти Занимаются черной магией. Общаются. Читают книги про демонов. Вешают кошек. Ерундой страдают. Проходят посвящение. Рисуют рисунки. Курят траву. Экстрималы. Занимаются экстремальными видами спорта. Ищут острые ощущения. Получают удовольствие от трюков. Рискуют жизнью. Делают то, что не могут другие, покоряют неизведанные места. Занимаются ерундой. Ведут здоровый образ жизни.
Скинхеды. Бьют, мучают не русских. Бреют головы. Борются за чистоту арийской крови. Пьют. Курят в общественных местах. Не уважают окружающий их порядок Общаются. Пишут листовки. Реперы. Слушают реп Читают реп. Ходят в реперской одежде: широкие сползающие штаны, кепка.Сочиняют реп. Рисуют на стенах.Гуляют, тасуются в подъездах.Курят траву. Стараются быть крутыми. Танцуют брейк дан-с.Веселятся. Пьют алкоголь. Катаются на скейте.Курят сигареты. Общаются. Вывод: наиболее наркотизированные субкультуры в нашем сознании это: реперы, панки и готы Распивание спиртных напитков ассоциируется с панками, скинхедами, реперами и ди-джеями. Пристрастны к курению, по мнению опрашиваемых, скинхэды, панки, и реперы. А нарушают общественный порядок, устраивают драки скинхэды и панки.
По мнению, жителей с Моховое самым деструктивным поведением отличаются скинхэды, следующими в черном списке значатся панки, далее готы и т.д. Лидерами в позитивном списке стали экстрималы, затем ди-джеи, затем реперы и т.д. Родители относятся к неформальной молодёжи положительно, ведь среди них есть и те кто в юности был неформалом, таких 28%, а у кого-то дети, относятся к определённой субкультуре, и родители одобряют это, из 14%. Среди учителей так же встретились те, кто когда-то считался неформальной молодёжью, их доля 37%. У 12% в классе были или есть неформальная молодёжь. 25% одобряют это, а 12%- нет. Учителя относятся к представителям субкультур также в основном положительно.
Приобретение новых друзей с общими интересами. От скуки. Самовыражение. Просто нравиться. Скромные, непонятые ищут поддержки. Мода, за компанию. Ищут новые ощущения. По глупости.
Молодые люди вступают в неформальные молодежные объединения для того, чтобы найти единомышленников, понимающих их людей или потому, что у нас недостаточно формальных организаций, где бы они могли реализовывать свою потребность в группности (принадлежности группе). Некоторые из выявленных нами причин сходятся с данными других авторов (стремление к защищенности подражание группирование, эмоциональная насыщенность общения), а некоторые нет.
Уровень демократизации общества в немалой степени определяется количеством добровольных формирований, степенью активности их участников. В свою очередь отсюда следует и другой вывод: появление современных неформалов не есть результат чьей-то злой воли, оно вполне закономерно. Я рекомендую каждому взрослому по роду своей деятельности вынужденному активно взаимодействовать с подростками необходимо вооружиться знаниями о внешнем виде, идеологии символики и психологических особенностях представителей различных субкультур.