Влияние молодёжных субкультур на социальное воспитание подростков Автор: Аливанов Илья, 10 класс МКОУХМР: «СОШ п.Выкатной» Научный руководитель: педагог-психолог Добоний Светлана Семёновна
Цель исследования изучение особенностей взаимодействия молодёжных субкультур и подростков лет.
Задачи исследования 1.Анализ научно-публицистической литературы по данной теме; 2.Изучить и проанализировать влияние молодёжных субкультур на социальное воспитание и социализацию личности ребенка в процессе ее становления. 3.Выявить отношение подростков к феномену молодёжная субкультура и наличие (или отсутствие) принадлежности к ней 4.Соотнести теоретические выводы с практическими данными, полученными в ходе исследования; 5.Разработать рекомендации использования молодёжных субкультур в педагогических целях.
Методы исследования Анализ и обобщение данных литературы. Анкетирование.
Гипотеза В основе рабочей гипотезы лежит предположение о том, что существующие молодёжные субкультуры оказывают существенное влияние, в том числе и отрицательное, на социальное воспитание и становление развивающейся личности. Предполагается, что, изучив особенности влияния молодёжных субкультур, мы сможем частично регулировать процесс успешной социализации детей.
Факторы, повлиявшие на появление субкультур 1.Социально-экономические причины (безработица, скучная, малоинтересная работа). 2. Различия между поколениями. 3. Особенности возрастной психологии. Молодежь эмоциональнее, динамичнее, независимее. У большинства еще нет семьи, профессии, того круга многочисленных обязанностей и обязательств, в который с возрастом попадает всякий взрослый человек. 4. Стремление молодежи создать свой особый мир ценностей, обрести осмысленный и значимый досуг, круг единомышленников, возможности самовыражения.
Основные функции молодёжных субкультур 1.Социализация личности 2.Восстановление сил, снятие напряжения 3.Компенсация «слабых мест» 4.Стимулирование творчества
Исследовательская деятельность
Направления анкетирования Выяснить, какие субкультуры известны респондентам (им давалось определение субкультуры как объединения по интересам со своими ценностями, установками, а также манерой выглядеть и вести себя и предлагалось назвать подобные объединения) Выяснить, каковы основные источники информации о жизни различных субкультур Исследовать степень идентификации респондентов с какой- либо из субкультур Исследовать установки по отношению к различным субкультурам: Установки по отношению к мотивам участия в жизни различных субкультур
Информированность молодёжи о видах субкультур
Идентификация подростков с той или иной субкультурой
Отношение молодёжи к субкультурам
Выводы Согласно результатам исследования, основным источником информации о жизни различных молодёжных субкультур является интернет (85%), рассказы друзей (45%), телевидение (40%). О сильной степени идентификации говорили – 0 % респондентов, об умеренной – 15,29% респондентов, слабой (косвенной) – 33,94%. Раньше интересовались, а на данный момент утратили связь с определённой субкультурой – 5,19%, однозначно не считают себя частью какой-либо субкультуры – 33,94% респондентов. Никак не относиться, принимать как факт, спокойно и с пониманием» – 37,59%, поощрять их начинания, которые могут развиваться во что-то полезное для общества» – 28,05%, считать их датчиками эпохи, характеризующими наше время» – 21,04%
Практические рекомендации 1.Создать базу о всевозможных субкультурах 2.Организовать секции культуры и отдыха, клубы по интересам 3.Ввести законы, ограничивающие появление информации об антисоциальных молодёжных субкультурах 4. Провести на всех уровнях организации многоэтапный конкурс на тему: «Мы против разрушающей силы антисоциальных молодёжных субкультур» 5.Критиковать и развивать в детях критическое отношение к вредным молодёжным субкультурам
Литература 1.Омельченко Е. Нормальная молодежь: Пиво, тусовка, наркотики; Часть 2: Посторонним вход не воспрещен: Нарративы, дневники, артефакты… аутентичные свидетельства за и против «нормализации» /Под ред. Е. Омельченко. - Ульяновск, Омельченко Е. Субкультуры и культурные стратегии на молодежной сцене конца ХХ века: кто кого? // Неприкосновенный запас, 2004, Плаксий С. И. Молодежные группы и объединения: причины возникновения и особенности деятельности. - М., Сикевич З. В. Молодежная культура: за и против. - Л., Слюсаревский Н.Н. Субкультура как объект исследования. URL: Соколов М. Как писать этнографию молодежной субкультуры. URL: (дата обращения: ).Соколов М. Как писать этнографию молодежной субкультуры 7.Щепанская Т. Б. Символика молодежной субкультуры: опыт исследования системы. - СПб., 1993.
Спасибо за внимание!