«Образование – гарантия от лишней информации. Оно помогает пользоваться информацией, организовывать ее в знание, системно укладывать в памяти» Д.Шенк Образование – это процесс перехода от обучения чтению к чтению для обучения» С.Мюррей
Компетентный читатель обладает набором познавательных (когнитивных) коммуникативных, творческих (креативных), метакогнитивных, методологических (оргдеятельностных), позиционных, критических, рефлексивных и других качеств
Два подхода к формированию читателя-школьника квалицифицированный читатель, Школьник формируется как квалицифицированный читатель, т.е. человек, умеющий осмыслить сложную, возможно противоречивую информацию, данную в тексте, уловить позицию автора, его мотив, намерения, цели – явные и скрываемые; человеке, способный нравственно и духовно самосовершенствоваться, учиться на чужих примерах и задумываться над смыслом жизни как стратегиальный чтец Школьник формируется как стратегиальный чтец, т.е. человек, который (1) осознает и выбирает цель чтения в зависимости от искомой инофомации и характера читаемого текста; (2) подбирает, если необходимо, источники информации; (3) владеет приемами, стратегиями чтения; (4) правильно подбирает их в соответствии с целью, проявляя читательскую гибкость
Критерии приобщенности Увлеченность чтением Позитивное отношение к чтению Выбор более ценных текстов для удовлетворения читательских потребностей
Почему? Ребенок не станет читать в свободное время, если он не обучен читать в школе, если он не читает постоянно в учебных целях и не обсуждает прочитанное. Вывод Школьник не читает, если его читательская деятельность последовательно не организована взрослыми
II III IV V Потенциал нации. Способны с помощью текстов изучать новый предмет, т.е обучаться дальше Способны с помощью текстов ориентироваться в житейских ситуациях. Минимальное, пороговое условие успешного функционирования современного взрослого человека в обыденной жизни (уровень, которого достигли российские школьники)
Читательская грамотность (PISA-2009) –
Читательская грамотность Опора на текст Опора на внетекстовое знание 3. осмыслить и оценить содержание текста форму текста 1. найти и извлечь (информацию) 2. интегрировать и интерпретировать (сообщения текста)
Ключевые факторы: Эффективная школа Семья (образовательные ресурсы, активность родителей) Партнерские отношения всех участников процесс
Чтение в современной школе Основное заблуждение: умение читать формируется в начальной школе, развитие этого умения – сфера профессиональной ответственности исключительно словесника
Создается и поддерживается престиж ученика читающего Создано комфортное пространство для чтения (свободный доступ к книгам, оборудовано читательское пространство для досугового чтения) Введен час чтения во второй половине дня Организована текстовая деятельность на всех уроках Найдены социальные партнеры в поддержке детского и подросткового чтения Оказывается методическая поддержка семейному чтению
Учим осваивать стратегии чтения на уроках всех предметов
В рамках проекта проводим: Курсы по обучению стратегиальному и функциональному чтению для всех учителей- предметников Курсы для учителей- словесников и учителей начальных классов Практикумы для учащихся Мастер-классы для учителей и родителей А также знакомим с опытом других школ
Оказываем методическое сопровождение метапредметных программ: Начальная школа «Чтение: работа с информацией» Средняя школа: «Основы смыслового чтения и работы с текстом» Старшая школа «Культура чтения»
Падает читательская грамотность (как следствие - школьники по-разному «живут» в Интернете), плохо осваивают чтение с экрана как новую практику. Увеличивается количество школьников, не читающих на досуге. Чтение носит в основном развлекательный характер, становится случайным и очень фрагментарным. Исчезает «золотая полка». Литература теряет функцию социализации.
Работаем со слабыми читателями Чтение с остановками Чтение в кружок Карта рассказа Рассуждение вслух
«Глагол «читать» не терпит повелительного наклонения. Несовместимость, которую он разделяет с некоторыми другими: «любить»… «мечтать»… Попробовать, конечно, можно. Попробуем? «Люби меня!» «Мечтай!» «Читай!» «Да читай же, паразит, кому сказано – читай!» – Марш к себе и читай! Результат? Никакого» Как роман Д.Пеннак. Как роман
Издательства «Самокат», «КомпасГид», «Центр Нарния», «Мир Детства Медиа», «Розовый жираф», «Клевер Медиа» и др. Проекты детских библиотек Москвы Детские лектории, образовательные и литературные программы Московских музеев Фестивали, выставки, смотры литературной и творческой тематики: от Нонфикшн до «Маленькой премьеры»
Анна Годинер, редактор издательства «Центр- Нарния» Татьяна Губина, психолог, автор книги «Кузя, Мишка, Верочка и другие ничейные дети» Е.Герчук, искусствовед, литературный критик, художник детской книги Сергей Казарновский, директор школы «Класс-Центр» Зинаида Гриценко, доцент МГПУ, автор учебника по детской литературе, канд.ф.наук Ирина Арзамасцева, докт. филол.наук, историк детской литературы В семинаре можете принять участие и вы…Приходите В работе семинара принимают участие:
А также с их учителями и родителями У нечитающих родителей читающих детей не бывает. У ребенка/подростка должна быть своя книжная полка. Читать книги вслух с ребенком/ребенку нужно до лет. В чтении взрослых не должно быть двойных стандартов.
Книжная выставка Non/fiction (ноябрь-декабрь) Фестиваль «Старт АП!» ( 27 апреля 2013 года) Библионочь (19 апреля 2013 года)
Елена Станиславовна Романичева, канд.пед наук, профессор, заслуженный учитель РФ, член Русской ассоциации чтения, Екатерина Андреевна Асонова, канд.пед. наук, семейный педагог, эксперт в области детского и подросткового чтения
Мы прикасаемся к будущему – мы учим, учим читать… Сосредотачивая внимание исключительно на том, чтобы научить читать, мы забываем научить хотеть читать
Наши контакты (кафедра русской и зарубежной литературы и методики) (Елена Станиславовна Романичева) (Екатерина Андреевна Асонова)