Предложения с прямой речью
Способы передачи чужой речи При разговоре мы часто передаём собеседнику высказывания других людей, то есть не свою речь, а чужую. В русском языке есть несколько способов передачи чужой речи.
Способы передачи чужой речи 1. Предложения с прямой речью. Учитель сказал: «Ребята! Будьте внимательны, переходя улицу». 2. Предложения с косвенной речью. Учитель сказал, чтобы мы были внимательны, переходя улицу.
Способы передачи чужой речи 3. Предложения с вводными словами или предложениями, указывающими на чужую речь. По словам учителя, мы должны быть внимательны, переходя улицу. Как сказал учитель, мы должны быть внимательны, переходя улицу.
Способы передачи чужой речи 4. Предложения с дополнением в форме предложного падежа с предлогом О, указывающим на содержание чужой речи. Учитель рассказал нам о правилах перехода улицы.
Предложения с прямой речью и знаки препинания в них Прямая речь – это точная передача чужого высказывания. Предложения с прямой речью делятся на две части: слова автора и прямую речь. Прямая речь может состоять из одного, двух или нескольких предложений. Капитан крикнул: «Купаться!» «Вернитесь! Акула!» - закричал артиллерист. Прямая речь заключается в кавычки.
Если прямая речь следует после слов автора, то между словами автора и прямой речью ставится двоеточие, а в конце после кавычек точка. Если в конце прямой речи стоит вопросительный или восклицательный знак или многоточие, то кавычки ставятся после них. Прямая речь пишется с большой буквы.
Схемы предложений: А: «П». Учитель сказал: «Запишите число». А: «П!» Учитель призвал: «Берегите книги!» А: «П?» Учитель спросил: «Кто выучил правило?» А: «П…» Учитель подумал: «Надо же…»
Если прямая речь стоит перед словами автора, то за ней ставятся : запятая и тире «П»,- а. вопросительный или восклицательный знак и тире «П!» - а. «П?» - а. многоточие и тире «П…» - а. Слова автора во всех случаях пишутся с маленькой буквы.
Слова автора могут разрывать прямую речь. 1. Если слова автора разрывают предложение, то после первой части прямой речи и после слов автора ставится запятая и тире, а вторая часть прямой речи начинается с маленькой буквы.
«П, - а, - п». «До завтра, - промолвил я, - завтра всё будет решено». (Тургенев.) «П, -а, -п!» «Мама, - сказал Митя, - давай я пахать буду, мне пора!» (Платонов.)
2. Если слова автора стоят на границе самостоятельных предложений, то после слов автора ставится точка и тире; вопросительный или восклицательный знак и тире; многоточие и тире. Вторая часть прямой речи начинается с большой буквы.
«П? – а. –П». «Ты с нею танцуешь мазурку? – спросил он торжественным голосом. – Она мне призналась». (Лермонтов.) «Какой чудесный человек, не правда ли? – воскликнула Саша. – Я не видела его без улыбки на лице, без шутки». (М. Горький)
«П! – а. –П». «Как они сегодня хорошо поют! – думал он, прислушиваясь к пению. – Как хорошо ». (Чехов.) «Вы, Саша, уходите! – сказал Николай. – До свидания». (М. Горький.)
«П… – а. –П?» «Погоди… - крикнул Лёнька. – как ты говоришь? Пыль?» (М. Горький.) «П... – а. –П». «Да, дети… - вздохнул пехотинец. – Они по – другому к жизни привязывают». (Г. Бакланов.)
Спасибо за внимание Учитель русского языка и литературы школы «Возможность» Рыбакова Г.П. г. Дубна