Прямая речь Цели урока: Образовательная - дать представление о прямой речи, научить расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, вспомнить расстановку знаков препинания при обращении, повторить типы предложений по цели высказывания; Воспитательная - воспитать чувство ответственности, заботы о родителях; Развивающая - развить логику, навыки самостоятельной работы, развитие речи.
Прочитайте текст, определите тему текста. Найдите предложения с прямой речью, начертите их схемы. С помощью каких глаголов вводится прямая речь? Семь дочек. Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали. Первая сказала: «Я, мамочка, скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу». «Я ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды», проговорила вторая. «Родная, я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке», сказала третья дочь. «Мне было без тебя, как пчёлке без цветка», щебетала четвёртая. «Ты снилась мне, как розе снится капля росы», промолвила пятая. «Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья», прошептала шестая. А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды помыть ноги. (По В.С у х о м л и н с к о м у.)
Составьте предложения с прямой речью. Подчеркните глаголы, связывающие слова автора с прямой речью. Начертите схемы. 1) Мой брат сказал... 2)... радостно воскликнул Кирилл. 3)... спросил продавец.
Проверим! 1)Мой брат сказал: «Пойдем играть ко мне домой.» А: «П.» 2) «Завтра идем на каток!» - радостно воскликнул Кирилл. «П!»-а. 3) «Чем вам помочь?» - спросил продавец. «А?»-а.
Переделайте предложения так, чтобы получилась прямая речь. Запишите их, начертите схемы. 1) Саша радостно закричал, что в поход пойдет в воскресенье. 2) Кристина написала записку маме, что задержится в школе. 3) Василиса удивилась, разве завтра работает музей.
Проверим! 1)Саша радостно закричал: «В поход пойду в воскресенье.» А: «П.» 2) Кристина написала записку маме: «Мама, я сегодня задержусь в школе.» А: «П.» 3) Василиса удивилась: «Разве завтра работает музей?» А: «П?»
Прямая речь может состоять из нескольких предложений В таком случае кавычки ставятся один раз. Например: 1. Ребята спросили у Алексея Морозова : «Каким должен быть человек, чтобы он смог хорошо играть в хоккей?» 2.Тот ответил: «Хороший хоккеист должен уважать своего противника, и он должен любить свою команду».
Прочитайте текст, о заглавьте его. Спишите, расставляя знаки препинания при прямой речи.
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ 1.Ребята, вам понравился урок? 2.О чем мы говорили сегодня? 3.Расскажите о знаках препинания в предложениях с прямой речью, начертите на доске их схемы.
Молодцы!
Домашнее задание Параграф 48, Упр. 239 Параграф 48, упр.239, 242 Параграф 48, составить текст «Моя первая двойка» с предложениями с прямой речью
Резервное задание
Выпишите предложения с прямой речью. Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания. На улице в толпе заблудилась маленькая девочка. Бегает кричит ищет свою мать. Народ спрашивает у неё Какая же твоя мама? А девочка сквозь слёзы говорит Разве вы не знаете? Моя мама та, что лучше всех.
Проверим! На улице в толпе заблудилась маленькая девочка. Бегает, кричит, ищет свою мать. Народ спрашивает у неё: «Какая же твоя мама?» А девочка сквозь слёзы говорит: «Разве вы не знаете? Моя мама та, что лучше всех.»